Проверяемый текст
Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. 2006.
[стр. 147]

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует большое количество международных соглашений, посвященных регулированию отношений в области товарных знаков.
Основной целью данных соглашений является частичное преодоление территориальности путем создания унифицированных материально-правовых норм.
Анализ норм международного права свидетельствует о постепенном упрощении порядка регистрации товарного знака и создания наиболее удобных условий для правообладателя знака на территории иностранного государства.
В частности: 1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года предусматривает: предоставление национального режима иностранным правообладателям товарного знака; правила о конвенционном и выставочном приоритетах; правила охраны отдельных объектов промышленной собственности; правила о недостаточном использовании объектов промышленной собственности; правила о принудительных лицензиях; о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств; о принципах использования товарных знаков и знаков обслуживания; о понятии недобросовестной конкуренции.
2) В отличие от Парижской конвенции Мадридское соглашение и Протокол к нему в еще большей степени преодолевают территориальный характер прав на товарные знаки.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
1891
года предусматривает охрану товарных знаков во всех государствах-участниках без их регистрации в каждом испрашиваемом государстве и устанавливает международную систему регистрации знаков.
147
[стр. 17]

судов субъектов РФ.
Практика правоприменения состоит из актов, решений, постановлений, определений, приговоров судебных инстанций по конкретным делам, связанным с охраной и использованием средств индивидуализации, а также в виде материалов обобщения конкретных дел, содержащих руководящие разъяснения по вопросам применения норм законодательства о средствах индивидуализации.
Наиболее важным элементом правоприменительной практики являются материалы обобщения конкретных дел, которые исходят от высших судебных инстанций РФ Верховного Суда РФ и ВАС РФ.
На сегодняшний день практика применения законодательства о средствах индивидуализации получила отражение в информационном письме Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г.
N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак"*(95), в котором заложены общие подходы к толкованию некоторых норм Закона о товарных знаках в его первой редакции.
Отдельные вопросы, связанные с использованием фирменного наименования, нашли отражение в письме ВАС РФ от 29 мая 1992 г.
N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике (ВВАС 92-1)"*(96).
Что касается Верховного Суда РФ, то практика применения законодательства о средствах индивидуализации еще не получила отражения в его специальных постановлениях.
В числе решений Верховного Суда РФ по конкретным делам следует назвать решение от 17 мая 2002 г.
N ГКПИ 2002-376 "О признании незаконным и недействующим постановления Правительства РФ от 14 января 2002 г.
"О внесении изменений и дополнений в положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров" в части установления новых размеров патентных пошлин"; решение от 25 июня 2001 г.
N ГКПИ 2001-944, 945 "Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным п.
6.4 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Роспатентом 29 ноября 1995 года"*(97).
Международные договоры РФ Международные договоры РФ вместе с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ.
Это следует из ч.
4 ст.
15 Конституции РФ и открывает возможность прямого действия и применения правил международного договора к соответствующим общественным отношениям.
В сфере гражданско -правового регулирования конституционный принцип приоритета норм международного права и международных договоров закреплен в ст.
7 ГК РФ.
Согласно абз.
2 п.
2 указанной статьи, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В области правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования средств индивидуализации продукции вопрос о соответствии международных договоров РФ российским национальным правилам разрешен в ст.
48 Закона о товарных знаках, которая воспроизводит абз.
2 п.
2 ст.
7 ГК РФ.
К сфере правовой охраны и использования средств индивидуализации участников гражданского оборота применяются нормы о соотношении международных договоров с внутренними российскими правилами, содержащиеся в ст.
7 ГК РФ.
Россия является участницей значительного числа как многосторонних, так и двусторонних международных соглашений, посвященных правовой охране и использованию средств индивидуализации.
К многосторонним международным соглашениям в области правовой охраны и использования средств индивидуализации с участием РФ относятся: Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.*(98); Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.*(99); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.*(100); Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков 1989 г.*(101); Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.*(102); Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г.*(103); Договор о законах по товарным знакам 1994 г.
(TLT)*(104).
К двусторонним международным соглашениям в области правовой охраны и использования объектов промышленной собственности, в том числе и средств индивидуализации, относятся: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 25 июня 1993 г.*(105);

[стр.,177]

средств индивидуализации в качестве одного из элементов предметной среды регулирования.
К таким соглашениям относится Парижская конвенция, устанавливающая принципиальные положения о правовой охране не только изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, но и товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, фирменных наименований.
Универсальный характер имеет Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Специальные соглашения регулируют относительно узкую область отношений, связанных с правовой охраной и использованием средств индивидуализации.
К специальным соглашениям относится, например, Договор о законах по товарным знакам, который применяется к знакам, состоящим из визуальных обозначений, при условии, что только те из Договаривающихся Сторон, которые принимают к регистрации объемные знаки, обязаны распространять действие договора на такие знаки.
По направленности регулирования выделяют соглашения, направленные на содействие в получении правовой охраны отдельных средств индивидуализации, и соглашения, направленные на облегчение поиска информации об отдельных товарах и услугах, маркируемых средствами индивидуализации.
К соглашениям, направленным на содействие в получении правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, относится, например, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, целью которого является облегчение получения правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания за рубежом.
В числе соглашений, направленных на облегчение поиска информаци и, следует назвать Ниццкое соглашение, которым установлена единая классификация товаров и услуг для регистрации знаков, облегчающая проведение их поиска и экспертизы национальными патентными ведомствами, а также разработку знаков специалистами.
По территории действия международные соглашения делятся на общемировые и региональные.
Общемировое значение имеют, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Найробский договор об охране олимпийского символа.
На региональном уровне действует, в частности, Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности.
По характеру норм международные соглашения в области правовой охраны и использования средств индивидуализации подразделяются на соглашения, посвященные установлению норм материального права, и соглашения, устанавливающие правила процедурного характера.
К первым из них следует причислить, например, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, а ко вторым Договор о законах по товарным знакам, большая часть условий которого связана с процедурой регистрации товарных знаков патентными ведомствами.
Дадим краткую характеристику основным положениям международных соглашений в области правовой охраны и использования средств индивидуализации, участницей которых является или в ближайшее время намерена стать Россия.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности была подписана в 1883 г.
на дипломатической конференции в Париже 11 государств ами.
Впоследствии конвенция неоднократно пересматривалась, равно как менялся и состав ее участников.
В настоящее время сохраняют правовое значение различия между следующими ее редакциями: римской 1886 г., мадридской 1890 и 1889 гг., гаагской 1925 г., лондонской 1934 г., лиссабонской 1958 г., стокгольмской 1967 г.
Участниками конвенции являются около 160 государств.
СССР присоединился к данной конвенции во всех ее действующих редакциях с 1 июля 1965 г., а 19 сентября 1968 г.
ратифицировал и ее стокгольмский текст.
Поскольку конвенция является наиболее значимым актом по масштабам своего воздействия на сферу международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности, присоединение к ней влечет для государств-участников необходимость признания установленных ею положений и основополагающих принципов.
Указанные принципы касаются как охраны промышленной собственности в целом, так и отдельных образующих ее структуру объектов, в частности фирменных наименований, товарных знаков, указаний и наименований мест происхождения товаров.
К общим положениям конвенции, касающимся правовой охраны промышленной собственности в целом, относятся: принцип национального режима; правило о конвенционном приоритете; правило о временной охране объектов промышленной собственности.
Согласно ст.
2 Парижской конвенции граждане каждой страны союза*(393) пользуются во всех других странах союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут

[Back]