16 рефлексивно соотносит его замысел в процессе своей образовательной деятельности с ее результатами (17). Главной особенностью педагогической рефлексии является реализация принципа свободы внутри педагогического процесса. ВУЗ часто не учитывает в своей образовательной деятельности наличие у студентов, слушателей их собственных моделей мира, а значит, никакого управления нравственным развитием личности при этом не происходит. Возможность управления нравственными процессами появляется при осуществлении рефлексивной деятельности, процесса свободного выбора и принятия решения, целеполагания, выбора того или иного способа понимания мира и нравственного отношения к нему. Управлять можно лишь процессами, то есть тем, что уже само каким-то образом движется. Нужна мотивация рефлексии как формы свободной, нравственной деятельности личности. Ученые выделяют три основных фактора, подавляющих рефлексию и провоцирующих процедурность: установка на обучение «знаниям», а не средствам рефлексии, мышления, понимания, свободной познавательной деятельности; идеология культа знания и исполнения и неприятие идеи незнания и сомнения; идеология нормы, неприятие возможности ее пересмотра, безоговорочное принятие дидактического принципа наглядности, образования культа знаний, а не приоритета познания, преклонение перед нормами —способствует распространению процедурности и антирефлексивности. Выполняй нормы, осуществляй процедуру, и ты будешь хорошим, достойным учеником. Идеология нормативности принуждает в любой ситуации, вместо того чтобы действовать (анализировать, исследовать, строить гипотезы и пр.), подыскивать «правильный ответ», правильность которого определяется вовсе не тем, что он всегда истинный, а тем, что изначально квалифицирован как правильный. Все это слишком далеко от действительного процесса нравственного |
рефлексии в школе, в вузе является стереотипность действий. Школьник, студент...не умеют остановиться в своем действии и посмотреть на себя, на свой внутренний мир со стороны, то есть осуществить выход в рефлексивную позицию, задуматься и спросить себя «кто я»?, «что я делаю»?,»в чем смысл того, что я делаю?» Они не могут зафиксировать некоторое свое незнание, а вместо этого продолжают выполнять привычные для них действия, то есть действуют по принципу «отсутствие осознания» мотивов, способов достижения целей, да и смысла самих целей. Проблема состоит в том, чтобы...в образовательной деятельности различать процедуру и действие...Различие состоит в том, что осуществляющий процедуру субъект не знает, что он «делает, создает, а действующий субъект знает, осознает... «проект»...рефлексивно соотносит его замысел в процессе своей образовательной деятельности с ее результатами [10]. Педагогическая рефлексия способна осуществлять свободную педагогическую деятельность, отсюда главной особенностью педагогической рефлексии является реализация принципа свободы внутри педагогического процесса. Школа часто не учитывает в своей образовательной деятельности наличие у школьников, студентов, слушателей их собственных моделей мира, а значит, никакого управления нравственным развитием личности при этом не происходит. Возможность управления нравственными процессами появляется при осуществлении рефлексивной деятельности, процесса свободного выбора и принятия решения, целеполагания, выбора того или иного способа понимания мира и нравственного отношения к нему. Управлять можно лишь процессами, то есть тем, что уже само каким-то образом движется. Нужна мотивация рефлексии как формы свободной, нравственной деятельности личности. Ученые выделяют три основных фактора, подавляющих рефлексию и провоцирующих процедурность: установка на обучение «знаниям», а не средствам рефлексии, мышления, понимания, свободной познавательной деятель61 62 ности; идеология культа знания и исполнения и неприятие идеи незнания и сомнения; идеология нормы, неприятие возможности ее пересмотра, безоговорочное принятие дидактического принципа наглядности, образования культа знаний, а не приоритета познания, преклонение перед нормами способствует распространению процедурности и антирефлексивности. Выполняй нормы, осуществляй процедуру, и ты будешь хорошим, достойным учеником. Идеология нормативности принуждает в любой ситуации, вместо того чтобы действовать (анализировать, исследовать, строить гипотезы и пр.), подыскивать «правильный ответ», правильность которого определяется вовсе не тем, что он всегда истинный, а тем, что изначально квалифицирован как правильный. Все это слишком далеко от действительного процесса нравственного развития человека, его свободы мысли и деятельности. Чтобы приблизиться к нему, надо, чтобы ученик, студент, слушатель рефлектовал норму деятельности как один из моментов некоторой более общей ситуации [10, с.304]. Реализация принципа свободы в педагогической рефлексии является одним из условий профессионального становления будущего учителя, его духовного совершенствования. Педагогическая рефлексия вбирает в себя осознание рефлексии в философско-методологическом аспекте как способе познания, в психологическом плане как осознание собственного сознания, в педагогическом аспекте как составную часть педагогического мышления и культуры. Педагогическая рефлексия входит в структуру профессиональной деятельности учителя. В этой структуре нами выделяются два типа рефлексии: внешняя и внутренняя. Типы рефлексии определяются целями и подходами к рефлексированию. Выше нами были охарактеризованы эти два типа рефлексии. Педагогическая рефлексия это путь к реализации гуманистической парадигмы образования это главная ее особенность. Гуманистическая парадигма образования по своей сути рефлексивна, поскольку в основе ее лежит человеческий опыт, повернутый на самого человека. |