Проверяемый текст
Шаврина, Ольга Юрьевна; Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 18]

18 Из данного определения видно, что следующей особенностью педагогической рефлексии является ее свойство индивидуально ориентировать педагогический процесс, способность учитывать своеобразие индивидуальной предрасположенности к педагогической деятельности, тем самым преодолевать некую всеобщность учебного процесса, неизбежно работающую на формирование личности будущих учителей.
Суть же самой идеи переход от преимущественно-академической парадигмы профессиональной подготовки
педагога к преимущественно личностной, человеческой, а значит жизненной.
Формирование педагогической рефлексии имеет целью достижения
психологической готовности к будущей профессии.
Надо помочь студентам попытаться, как бы примерить себя к педагогической профессии, а
требования к себе, своему образу мышления, темпераменту, своим чертам характера и качествам.
Здесь происходит переход от вербальности учебного процесса к реальности педагогической работы: обретаются первые крупицы профессионализма
(28).
Формирование педагогической рефлексии у будущих
педагогов ориентирует их на творчество и на стремление к сотрудничеству с детьми.
Педагогической рефлексии свойственны качества сотрудничества это также
особенность педагогической рефлексии.
Как отмечает Вульфов Б.З (43), педагогам, в сущности, сфера духовного, а учительская деятельность — профессионально духовна, включая способность видеть себя, свою социальную роль и позицию через состояние, подвижки детей, их реальную духовность.
Профессиональная духовность —это максимум человеческого в профессиональном.

Поэтому педагогическая рефлексия наиболее надежный инструмент формирования профессиональной духовности будущего учителя, поскольку духовность есть результат и средство педагогической рефлексии.
Развитие педагогической науки все более явно ставит в центр системы педагогического образования приоритет человеческой личности.
В этих
[стр. 63]

Рефлексия сопротивляется насильственному воздействию.
Она по природе самостоятельна.
Рефлексия содействует тому, что свобода приобретает характер необходимости.
Потребность понять себя в происходящем и проис1ходящее в себе.
В определении педагогической рефлексии мы придерживаемся следующих положений: если рефлексия цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидание, то педагогическая рефлексия также внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует педагогическая профессия [30, с.8 9].
Из данного определения видно, что следующей особенностью педагогической рефлексии является ее свойство индивидуально ориентировать педагогический процесс, способность учитывать своеобразие индивидуальной предрасположенности к педагогической деятельности, тем самым преодолевать некую всеобщность учебного процесса, неизбежно работающую на
нивелировку личности будущих учителей.
Суть же самой идеи переход от преимущественно академической парадигмы профессиональной подготовки
учителя к преимущественно личностной, человеческой, а значит жизненной.
Формирование педагогической рефлексии имеет целью достижения
морально психологической готовности к будущей профессии.
Надо помочь студентам попытаться как бы примерить себя к педагогической профессии, а
ее требования к себе, своему образу мышления, темпераменту, своим чертам характера и качествам.
Здесь происходит переход от вербальности учебного процесса к реальности педагогической работы: обретаются первые крупицы профессионализма
[30, с.
18 20].
Формирование педагогической рефлексии у будущих
учителей ориентирует их на творчество и на стремление к сотрудничеству с детьми.
Педагогической рефлексии свойственны качества сотрудничества это также
осо63

[стр.,64]

бенность педагогической рефлексии.
Как отмечает Вульфов Б.З, вся педагогика, в сущности, сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна, включая способность видеть себя, свою социальную роль и позицию через состояние, подвижки детей, их реальную духовность.
Профессиональная духовность это максимум человеческого в профессиональном
[30, с.
64].
Поэтому педагогическая рефлексия наиболее надежный инструмент формирования профессиональной духовности будущего учителя, поскольку духовность есть результат и средство педагогической рефлексии.
Развитие педагогической науки все более явно ставит в центр системы педагогического образования приоритет человеческой личности.
В этих
условиях учитель выступает носителем общечеловеческих ценностей.
Академик РАО Сластенин В.А.
в своих исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аиалитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих.
Как видим, основное внимание и главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причинах возникающих затруднений и их преодолении, прогнозировании результатов, в переходе от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно-ориентированным.
В технологиях такого типа ключевую роль играет педагогическая рефлексия.
По мнению Сластенина В.А.
и Мажора Н.Е, готовность к педагогической деятельности понятие более широкое и сложное, нежели понятие педагогическая пригодность.
Готовность к работе учителя включает в себя профессиональную пригодность личности (совокупность индивидуальных особенностей человека, способностей и характериологических черт, существенных для успешного профессионального обучения и деятельности.
Сластенин В.А.
выделяет следующие особенности педагогической 64

[Back]