Проверяемый текст
Косова, Мария Анатольевна; Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников (Диссертация 2003)
[стр. 50]

50 использование знаний для решений определенных задач, в связи, с чем указывают на обобщенность умений, которая позволяет успешно решать поставленные задачи в изменяющихся условиях путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний (105).
Расхождения в трактовке смысла понятия «умения» сводятся к его определению через различные родовые понятия, например, действия или их систему: простейшие элементарные действия,
сложную систему психологических и практических действий (К.К.
Платонов и др.)
(127), группу операций (A.A.
Люблинская и др.).
Умения определяются также через свойства личности: высшее человеческое свойство (К.К.
Платонов и др.); способность успешно достигать сознательно поставленной цели (Е.А.
Милерян и др.); часть навыка (А.М.
Левинов и др.); через связь умения со знаниями: знания в действии (Е.А.
Милерян,
H.A.
Сорокин, Г.И.
Щукина и др.).
На эти расхождения указывают в своих работах
H.A.
Лошкарева, Е.А.
Милерян, Н.В.
Немова, H.A.
Тоскина и др.
(105).
В качестве важного вывода для нашего исследования в раскрытии сущности структуры умений является концепция А.Н.
Леонтьева
(89), которая отмечает, что сначала имеют место сознательно выполняемые действия, затем данные действия вводятся в состав более сложного целостного действия.
Умение выступает в качестве направленной на достижение определенной цели «отдельной деятельности», содержанием которой является согласованная система умственных и практических действий, подчиненных промежуточными целям.
Каждое из этих действий включает
его выполнение, т.е.
операции, считает Е.А.
Милерян (105).
Многократное выполнение определенных видов «отдельных деятельностей» может автоматизировать способ их выполнения, превратить эти «отдельные деятельности» в навык.
Наиболее существенным рассуждением, по мнению исследователей,
[стр. 59]

приемы деятельности объектов, признаки и механизмы явлений.
Факт усвоения проявляется в умении осуществлять деятельность, в которой различается ориентировочная и исполнительская части.
Ориентировочная часть деятельности это и есть собственно знания, существующие в форме умственных действий, а умения исполнительская часть деятельности, проявляющаяся в речевой или материальной форме.
Таким образом, знания и умения это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах [21, С.24].
В решении вопроса о природе умений в данном исследовании делается упор на положения тех исследователей, которые понимают под умениями владение способом выполнения системы действий на основе имеющихся знаний, при этом действия должны носить осознанный характер.
Умение обладает способностью к обобщению, т.е.
переходу от обобщений одного порядка к обобщенности другого, более высокого порядка.
Умение любого уровня обобщенности приобретает в результате обобщения новое качество.
Поэтому существует возможность переноса этого умения в ситуации, отличные от гех, в которых оно сформировалось.
В новых условиях умение выступает не как простое повторение того, что было усвоено в прошлом опыте, а включает в себя элементы творчества [102].
Полное единодушие, считает Е.А.Милерян, достигнуто только в следующем: функционирование умения основано на «решающей роли сознания» и «работе мышления», и связано с анализом и учетом тех условий, в которых протекает деятельность: функционирование умений это использование знаний для решения определенных задач, в связи с чем указывают на обобщенность умений, которая позволяет успешно решать поставленные задачи в изменяющихся условиях деятельности путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний [111].
59

[стр.,60]

Расхождения в трактовке смысла понятия «умения» сводятся к его определению через различные родовые понятия, например, действия или их систему: простейшие элементарные действия (А.Е.Дмитриев и др.), сложную систему психологических и практических действий (К.К.Платонов и др.), группу операций (А.А.Люблинская и др.).
Умения определяются также через свойства личности: высшее человеческое свойство (К.К.Платонов и др.); способность успешно достигать сознательно поставленной цели (Е.А.Милерян и др.); часть навыка (А.М.Левинов и др.); через связь умения со знаниями: знания в действии (Е.А.Милерян,
Н.А.Сорокин.
Г.И.Щукина и др).
На эти расхождения указывают в своих работах
Н.А.Лошкарева, Е.А.Милерян, Н.В.Немова, Н.А.Тоскина и др.[103, 111, 118].
В качестве важного вывода для нашего исследования в раскрытии сущности структуры умений является концепция А.Н.Леонтьева,
которая отмечает, что сначала имеют место сознательно выполняемые действия, затем данные действия вводятся в состав более сложного целостного действия.
Умение выступает в качестве направленной на достижение определенной цели «отдельной деятельности», содержанием которой является согласованная система умственных и практических действий, подчиненных промежуточным целям.
Каждое из этих действий включает
способ его выполнения, т.е.
операции, считает Е.А.Милерян.
Многократное выполнение определенных видов «отдельных деятельностей» может автоматизировать способ их выполнения, превратить эти «отдельные деятельности» в навык.
Наиболее существенным рассуждением, по мнению исследователей,
является неоднозначность характера связей между основными компонентами: знания, умения, навыки.
Сопоставленный анализ работ по вопросу умений и навыков показал, что главное отличие умений от навыков состоит в выборе способа выполнения действия или деятельности при наличии в умении и в отсутствии выбора способа при навыке.
Это отличие

[Back]