Проверяемый текст
Булатников, Игорь Евгеньевич; Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа (Диссертация 2010)
[стр. 151]

медикам, пенсионерам-инвалидам, бывшим преподавателям колледжа.
Только 8 % будущих специалистов, не задумываясь, включились бы в эту работу; более 60% нашли бы способ «красиво уйти», избежать ее; более 31% откровенно
признались, что просто отказались бы от такого предложения.
Не вызвало у студентов горячего энтузиазма предложение принять участие в сборе мусора
на терри тории мемориала памяти расположенного на улице К.Маркса.
В частности, в эту работу ответственно готовы включиться только 6% опрошенных, более 49% постарались бы избежать участия в ней, 45% студентов ни при каких условиях не
стати бы участвовать в уборке мусора...
Ыс привлекает студентов и уборка аудиторий колледжа, общежития, благоустройство прилегающей территории: только 9% согласны участвовать в ней, 53% уклонились бы от нее, а 38% откровенно против участия в подобной деятельности.
На исходном этапе опытно-экспериментальной работы очень выразительно
выглядела социальная позиция студенчества, проявляющаяся в выборе пословиц и поговорок, с помощью которых юношество демонстрировало свое отношение к окружающей социальной среде, свое понимание ответственности за все, что происходит вокруг.
В частности, мы попросили студентов
отмстить те поговорки, которые наиболее точно отражают их жизненную позицию (в списке предлагалось 60 пословиц и поговорок, из которых ребята должны были отметить лишь 5, наиболее близких им).
Вот наиболее часто отмечаемые пословицы, точнее всего характеризующие жизненную позицию студентов.
«В отношениях с
другими людьми я придерживаюсь поговорки...»: «От трудов праведных не нажить палат каменных» (89%); «Что
паша честь, если нечего есть?» (83%); «Своя рубашка ближе к телу» (73%); «Работа не волк, в лес не убежит» (73%); «С волками жить по-волчьи выть» (71%); «Стыд не дым, глаза не выест» (69%); «Скупость не глупость» (66%); «Не делай добра не получить зла» (63%); «Говоришь правд}' теряешь дружбу» (61%); «Две собаки грызутся третья не лезь» (58%).
Значительная часть достаточно известных пословиц и поговорок, выражающих традиционную социальность русского человека, не получили
поддержки студентов и оказались по количеству их отметивших на
[стр. 96]

об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, но и о ряде крупных транспортных происшествий, вызвавших широкий общественный резонанс.
Сравнительный анализ данных, полученных по итогам опросов студентов, показывает, что с разной степенью выраженности этот процесс характерен как для гуманитариев (будущие педагоги, врачи, фармацевты, юристы, экономисты), так и для представителей техногенной сферы (будущие специалисты железнодорожного транспорта, инженеры-строители, специалисты горно-металлургической отрасли).
Опрос болсс 2500 студентов и работников транспорта показывает значительное снижение социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов этой сложной техногенной сферы, проявлений активности молодежи, потерю интереса к политической жизни страны, нарастание социального нигилизма и апатии.
Выразительно выглядит и социальная позиция студенчества, проявляющаяся в выборе пословиц и поговорок, с помощью которых молодежь, занятая в сфере железнодорожных перевозок, демонстрирует свое отношение к окружающей социальной среде, свое понимание ответственности за все, что происходи!' вокруг.
В частности, мы попросили студентов
отметить те поговорки, которые наиболее точно отражают их жизненную позицию (в списке предлагалось 40 пословиц и поговорок, из которых ребята должны были отметить лишь 5, наиболее близких им).
Вот наиболее часто отмечаемые пословицы, точнее всего характеризующие жизненную позицию студентов.
«В отношениях с другими людьми я придерживаюсь поговорки...»: «От трудов праведных не нажить палат каменных» (89%); «Что
наша честь, если нечего есть?» (83%); «Своя рубашка ближе к телу» (73%); «Работа не волк, в лес не убежит» (73%); «С волками жить —поволчьи выть» (71%); «Стыд не дым, глаза не выест» (69%); «Скупость не глупость» (66%); «Не делай добра —не получишь зла» (63%); «Говоришь правду теряешь дружбу» (61%); «Две собаки грызутся —третья не лезь» (58%).
Значительная часть достаточно известных пословиц и поговорок, выражающих традиционную социальность русского человека, не получили
поддерж96

[стр.,118]

магизм, потребительские ориентиры, установка на социальную инертность, пассивность, социальное иждивенчество...
Эти же выводы подтвердил и анализ ответов студентов техникума на один из вопросов анкеты, проявивший реальный уровень понимания ими своей нравственной ответственности перед ветеранами войны и труда, ветеранами железнодорожной отрасли, нуждающимися в деятельной помощи и заботе.
Мы спрашивали студентов, как бы они поступили, если бы им предложили принять участие в оказании безвозмездной помощи ветеранам войны и 'труда, ветсраIтм-железнодорожникам, пенсионерам-инвалидам, бывшим Iфеподавателям техникума.
Только 8 % будущих специалистов, не задумываясь, включились бы в эту работу; более 60% нашли бы способ «красиво уйти», избежать ее; более 31% откровенно
признапись, что просто отказались бы от такого предложения.
Не вызвало у студентов горячего энтузиазма предложение принять участие в сборе мусора
в прибрежной зоне реки Тускарь, пролегающей через город.
В частности, в эту работу ответственно готовы включиться только 6% опрошенных, более 49% постарались бы избежать участия в ней, 45% студентов ни при каких условиях не
стали бы участвовать в уборке мусора...
Не привлекает студентов и уборка аудиторий техникума, благоустройство прилегающей территории: только 9% согласны участвовать в ней, 53% уклонились бы от нее, а 38% откровенно против участия в подобной деятельности.
На исходном этапе опытно-экспериментальной работы очень выразительно
выпигдела социальная позиция студенчества, проявляющаяся в выборе пословиц и поговорок, с помощью которых юношество демонстрировало свое отношение к окружающей социальной среде, свое понимание ответственности за все, что происходит вокруг.
В частности, мы попросили студентов
отметить те поговорки, которые наиболее точно отражают их жизненную позицию (в списке предлагалось 60 пословиц и поговорок, из которых ребята должны были отметить лишь 5, наиболее близких им).
Вот наиболее часто отмечаемые пословицы, точнее всего характеризующие жизненную позицию студентов.
«В отношениях с
118

[стр.,119]

другими людьми я придерживаюсь поговорки...»: «От трудов праведных не нажить палат каменных» (89%); «Что наша честь, если нечего есть?» (83%); «Своя рубашка ближе к телу» (73%); «Работа не волк, в лес не убежит» (73%); «С волками жить по-волчьи выть» (71%); «Стыд не дым, глаза не выест» (69%); «Скупость не глупость» (66%); «Ые делай добра —не получишь зла» (63%); «Говоришь правду теряешь дружбу» (61%); «Две собаки грызутся третья не лезь» (58%).
Значительная часть достаточно известных пословиц и поговорок, выражающих традиционную социальность русского человека, не получили поддержки студентов и оказались по количеству их отметивших на
последних позициях: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (12%); «Правда в огне не горит и в воде не тонет» (6%); «Где родился там и пригодился» (5%); «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (1%); «Родина —мать, умей за неё постоять» (1%); «Чужое добро впрок не пойдет» (1%); «Бедность не порок» (2 человека); «Не в деньгах счастье» (1 человек)...
Эта часть опроса показала, что в сознании юношества обозначился драматичный и весьма опасный процесс «раздвоения сознания»: с одной стороны, студенты сохраняют понимание традиционных черт истинно русского человека, его наиболее типичных характеристик, а с другой, становятся «пленниками» новой модели социального существования.
Наши наблюдения и эмпирические материалы показывают стремительное сокращение объема и содержания совместной, кооперированной трудовой деятельности в общем бюджете времени студентов, простые формы совместного труда «уходят» из жизни студенчества.
Все меньше остается в практике социального и профессионального воспитания таких форм работы, которые ориентируют юношество на включение в сопричастное, совместное выполнение трудовых операций и функций, в которых студенты обретает реальную социальную ответственность, ощущение собственной социальной полезности, нужности, востребованности.
По только через кооперацию, через взаимодействие с другими людьми труд получает не только социальное значение, выражает меру совместно достигаемого общего блага, общей ценности, но проявляет личност119

[Back]