Проверяемый текст
И.А. Зимняя, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное // Москва «Логос» 2000
[стр. 134]

подлинная любовь к детям.
При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии.
Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь
против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего сожаления ни к детям, ни к юношеству”.
Очевидно, что только объединение подлинной любви
и к учащимся и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
В.А.
Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми.

Важно также подчеркнуть для учителя желание самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил К.Д.
Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Эта важнейшая мысль подчеркивалась
Г1.Ф.
Каптеревым, П.П.
Блонским, А.С.
Макаренко, В.А.
Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Можно полагать, что с начала века, начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности.
Приведенную выше характеристику этих свойств, по П.Ф.
Каптереву, можно считать одной из первых попыток структурного
их представления.
Действительно, П.Ф.
Каптерев выделил
и объективные, и субъективные факторы, наметил иерархию.
В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом: 134
[стр. 70]

профессии, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта.
Этот фактор, по данным Н.В.
Кузьминой, наиболее типичен.
Другими словами, само содержание педагогической деятельности — возможность учить детей — оказывает наибольшее влияние на выбор педагогической профессии.
Ее случайный выбор, по данным исследований Н.В.
Кузьминой, не превышает 9%.
Они оказываются значимыми и для самой педагогической деятельности.
Среди них особенное важно влияние: 1) учителя и любимого учебного предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы.
Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности, профессии.
По данным Н.В.
Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности у педагогов в целом высок» [100, с.
19], закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.
Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек—Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.
§ 2.
Субъектные свойства педагога Общепедагогический подход Еще в начале века П.Ф.
Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [83, с.
595].
Какие же свойства педагога, учителя были определены им как основные? Прежде всего были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф.
Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
«Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве» [83, с.
595].
Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство.
Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
Мысль П.Ф.
Каптерева о том, что творческого учителя и ученика объединяет, «связывает потребность самообразования и развития», и что они, по сути, представляют собой два противоположных конца одного поля, одной «лестницы», является основополагающей для понимания психологической природы и необходимости подлинного учебного сотрудничества учителя и учеников в процессе обучения.
Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф.
Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям.
При этом «...любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь
собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству» [83, с.
606].
Очевидно, что только объединение подлинной любви
к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
В.А.
Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми.

Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д.
Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Эта важнейшая мысль подчеркивалась
П.Ф.
Каптеревым, П.П.
Блонским, А.С.


[стр.,71]

Макаренко, В.А.
Сухомлинским и другими педагогами и психологами.
\
Структурное представление субъектных свойств педагога С начала века, на втором этапе развития педагогической психологии, начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности.
Приведенную выше характеристику этих свойств, по П.Ф.
Каптереву, можно считать одной из первых попыток структурного
представления.
Действительно, П.Ф.
Каптерев выделил
объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию.
В общем виде она может быть представлена следующим образом: В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В.
Кузьминой и ее школы, А.К.
Марковой, \С.В.
Кондратьевой, В.А.
Кан-Калика, Л.М.
Митиной и других проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Это позволяет представить общую структуру субъектных свойств педагога.
По Н.В.
Кузьминой, структура субъектных факторов включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специальнопедагогическая, методическая, социальнопсихологическая, дифференциальнопсихологическая, аутопсихологическая компетентность.
Очевидны три основных компонента этой факторной структуры: личностный, индивидуальный (или индивидуальнопедагогический) и профессионально-педагогический.
Последний компонент структуры включает профессиональные знания и умения.
Это профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим (педагогика, методика, социальная и дифференциальная психология), и уровню саморазвития.
Существенны здесь предложенная автором дифференциация самого явления компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность.
Она базируется на понятии социального интеллекта «кок устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [100, с.
105].
Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А.К.
Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик: Объективные характеристики Субъективные характеристики Профессиональные, психологические, педагогические знания – Профессиональные умения Профессиональные, психологические позиции, установки – Личностные особенности Как видно из сопоставления этой структуры со структурой субъектных свойств педагога, представленной Н.В.
Кузьминой, в ней специально не выделен блок способностей и несколько по-другому трактуется само понятие компетентности.
Так, если в концепции Н.В.
Кузьминой компетентность есть фактор, рядоположенг ный с другими факторами педагогической профессиональной деятельности, то в концепции А.К.
Марковой профессиональная компетентность есть родовое понятие.
Она включает все субъектные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.
Согласно А.К.
Марковой, профессионально компетентен «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности)» [129, с.
8].
Большим достоинством этого подхода является то, что все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя: его технологией — собственно педагогической деятельностью, педагогическим общением и личностью учителя.
Это позволяет А.К.
Марковой достаточно наглядно представить, во-первых, самого субъекта педагогического труда — учителя: Во-вторых, предложенная трактовка (при некоторой условности разграничения деятельности и

[Back]