Проверяемый текст
И.А. Зимняя, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное // Москва «Логос» 2000
[стр. 154]

деятельность его участников.
Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С.
Костюк,
В.
Янтос и др.), лучше усваивается новый материал (В.А.
Кольцова и др.).
В работах Х.И.
Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений.

Доказано, что, по сравнению с индивидуальной работой по схеме
“учитель—ученик”, внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.
Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу.
Однако, по данным многих исследований, триада
является более продуктивной в сравнении с диадой (Л.В.
Путляева, Р.Т.
Сверчкова, Я.А.
Гольдштейн, Т.К.

Цветаева) и с общегрупповым (7— 12 человек) взаимодействием (Я.А.
Гольдштейн), хотя v ' коллективообразующие преимущества большой группы трудно переоценить (Л.А.
Карпенко).
Но
любом варианте организации сотрудничества оно дает большую эффективность, чем индивидуальная работа.
Характеризуя преимущества триады, Л.В.
Путляева и Р.Т.
Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количества возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы.
Существенно
также и то, что появление в системе общения третьего лица придает ей новое качество — рефлексивность.
Отмеченные
особенности триады особенно важно учесть при организации образовательного процесса, ибо в практике обучения все еще наиболее распространенными остаются индивидуальные и диадные (работа в парах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса.
154
[стр. 158]

процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе и 4) учитель — учительский коллектив.
Г.А.
Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).
При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель — ученик(и), как правило, дополняется взаимодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности.
Во-вторых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучающихся), на эффективность его (их) учебной деятельности.
В результате убедительно показано, что учебное сотрудничество ученик — ученик как организационная форма обучения предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету, но и для развития, формирования личности учащегося.
Сотрудничество с разными субъектами Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми младшего школьного возраста, Г.А.
Цукерман подчеркивает его важ ные особенности.«Построение учебного сотрудничества со взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия.
Построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации.
Для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собственной точки зрения» [230, с.
35] (выделено мною.
— И.З.).
Другими словами, сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его организации.
Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников.
Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С.
Костюк
и др., В.
Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А.
Кольцова и др.).
В работах Х.И.
Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений
[114].
Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме
«учитель—ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.
Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу.
Однако, по данным многих исследований, триада
продуктивнее диады (Л.В.
Путляева, Р.Т.
Сверчкова, Я.А.
Гольдштейн, Т.К.

Цветкова) и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия (Я.А.
Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоценить (Л.А.
Карпенко).
Но
в любом варианте организации сотрудничества оно эффективнее индивидуальной работы.
Характеризуя преимущества триады, Л.В.
Путляева и Р.Т.
Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количества возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы.
Существенно,
что появление в системе общения третьего лица придает ей новое качество — рефлексивность.
Отмеченные
преимущества триады важно учитывать при организации образовательного процесса, ибо

[стр.,159]

в практике обучения все еще наиболее распространены индивидуальные и диадные (работа в парах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса.
Организация общегруппового сотрудничества представляет, конечно, еще большие (по сравнении с триадной организацией) трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равнопартнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность.
При этом принцип коллективной деятельности реализуется в трех планах: установкой обучающихся на коллективное творчество, активным участием каждого учащегося в решении поставленной задачи и выбором каждым учащимся личностно-значимого предмета деятельности в смысле знания средств обозначения этого предмета, способов его выражения и его предпочтения, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
§ 2.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А.
Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности: — возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; — растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений; — снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; — ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; — меняется характер взаимоотношений между учениками; — резко возрастает сплоченность класса, при этом самои взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; — ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; — учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы; — воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений...
[230, с.
20].
Анализ этих преимуществ сотрудничества показывает, что оно косвенно положительно влияет и на деятельность самого учителя, который получает значимое для него положительное подкрепление.
В самой проблеме учебного сотрудничества намечаются две стороны: а) влияние совместной деятельности на развитие ребенка, его умение учиться, на формирование группы, коллектива и б) изучение самого совместного действия и его роли в возникновении новых видов деятельности у детей [195].
Вторая сторона проблемы менее изучена, хотя она представляет собой основу развития самой учебнопознавательной деятельности благодаря связи действий участников группы с объектами и структурными свойствами этих объектов при распределении и обмене способов действия между участниками (В.В.
Рубцов).
Другими словами, изучение самого совместного действия как предпосылки возникновения новой деятельности есть тоже изучение влияния, но только не на субъекта, а на саму деятельность.
Исследование В.В.
Рубцова позволило экспериментально доказать роль знакового опосредования в формировании общего принципа действия, выделить способы и механизмы организации совместно распределенной деятельности.
Совместно распределенная — действительно генетическая, эвристическая, по П.Ф.
Каптереву,— форма учения позволяет сформулировать следующие важные для учебной деятельноти умения: — «увидеть, узреть в задаче систему преобразований; — соотнести преобразования с особенностями происходящих изучаемых явлений; — строить обобщенные модели совмес/пной деятельности; — интерпретировать изучаемое явление в соответствии с собственными действиями, что свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня рефлексии» [195, с.
133].
Оценивая совместное учебное действие как специфическую учебную ситуацию, В.В.
Рубцов и В.В.
Агеев подчеркивают, что она должна отвечать требованиям: общности

[Back]