Проверяемый текст
Аветисян, Каринэ Арменаковна; Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя (Диссертация 2001)
[стр. 169]

требованиями конкретной деятельности и не являются общими для разных видов педагогического и актерского труда.
Так, наряду с общими педагогическими способностями, одаренный учитель математики проявляет и специальные: абстрагирование и гибкость мышления при решении задач, способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации математического материала, к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, к обратимости мыслительного процесса и краткости ее передачи другим с помощью различных мнемонических приемов (мнемоника система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образований дополнительных ассоциаций), опорных сигналов.
Специфический характер педагогического труда учителя литературы предполагает иные, чем у
учителя-математика, критерии специальных способностей: образность памяти и мышления, чувство языка, яркое воображение и фантазия, потребность в самовыражении, чувственное восприятие, эмоциональность, артистичность, ораторские данные.
Для одаренных актеров характерно сочетание способностей, которые дают им возможность самостоятельно и оригинально достигать высокого уровня своей исполнительской деятельности.
Среди них: богатство воображения и творческой фантазии, высокий уровень развития актерского чутья и эстетических чувств, пластическая свобода, целенаправленность и продуктивность действий, выразительность мимики и жестов.
Кроме этих способностей многие талантливые актеры проявляют постоянный интерес к психологии слушателей, уровню развития у них психологических механизмов восприятия.
Материалы
исследовательской группы Донецкого музыкальнопедагогического института позволили в результате анализа различных частных и специальных признаков и качеств актеров сформулировать общие п р и н ц и п ы критериального подхода к Формированию тех педагогических и артистических способностей учителя.
которые являются предпосылками его
169
[стр. 67]

требованиями конкретной деятельности и не являются общими для разных видов педагогического и актерского труда.
Так, наряду с общими педагогическими способностями, одаренный учитель математики проявляет и специальные: абстрагирование и гибкость мышления при решении задач, способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации математического материала, к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, к обратимости мыслительного процесса и краткости ее передачи другим с помощью различных мнемонических приемов (мнемоника система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования дополнительных ассоциаций), опорных сигналов.
Специфический характер педагогического труда учителя литературы предполагает иные, чем у
учителя-математики, критерии специальных способностей: образность памяти и мышления, чувство языка, яркое воображение и фантазия, потребность в самовыражении, чувственное восприятие, эмоциональность, артистичность, ораторские данные.
Для одаренных актеров характерно сочетание способностей, которые дают им возможность самостоятельно и оригинально достигать высокого уровня своей исполнительской деятельности.
Среди них: богатство воображения и творческой фантазии, высокий уровень развития актерского чутья и эстетических чувств, пластическая свобода, целенаправленность и продуктивность действий, выразительность мимики и жестов.
Кроме этих способностей многие талантливые актеры проявляют постоянный интерес к психологии слушателей, уровню развития у них психологических механизмов восприятия.
Материалы
исследования И.К.Матюши позволили в результате анализа различных частных и специальных признаков и качеств актеров 67

[стр.,68]

сформулировать общие принципы критериального подхода к формированию тех педагогических и артистических способностей учителя, которые являются предпосылками его профессионального мастерства.
Эти принципы сводятся к следующему.
1.
Мастерство учителя определяется в конечном итоге характером требований, которые предъявляют к нему содержание и целевая установка педагогической деятельности.
Мастерство учителя это сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности, и оно не может4быть определено какой-либо одной способностью, какой бы значимой она не была.
2.
Педагогическое мастерство как проявление одаренности и талантливости в педагогическом процессе достигается путем совершенствования конкретной профессиональной деятельности.
Мастерство педагогического труда, как и искусство актера, отрабатывается системой различных упражнений, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный творческий процесс, новаторский подход к делу.
Несмотря на сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности будущего учителя, к сожалению, отбор абитуриентов в педагогические институты проводится только с учетом качества знаний, что является крайне недостаточным и, более того, впоследствии становится текучестью кадров в школе.
Все это позволяет говорить о необходимости введения предварительной диагностики творческих способностей.
Вопрос развития актерских и режиссерских способностей в основном разрабатывался в литературе на основе эмпирического опыта и размышлений режиссеров, актеров, искусствоведов и театральных педагогов.
В плане ею теоретической разработки непреходящее значение имеют концепция К.С.
Станиславского, а также поиски В.И.
68

[Back]