профессионального мастерства. Эти некоторые принципы сводятся к следующему: 1. Мастерство учителя определяется в конечном итоге характером требований, которые предъявляют к нему содержание и целевая установка педагогической деятельности. Мастерство учителя это сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности, и оно не может быть определено какой-либо одной-едииственной способностью, какой бы значимой она не была. 2. Педагогическое мастерство как проявление одаренности и талантливости в педагогическом процессе достигается путем совершенствования конкретной профессиональной деятельности. Мастерство педагогического труда, как и искусство актера, отрабатывается системой различных упражнений, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный творческий поиск, новаторский подход к делу. Несмотря на сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности будущего учителя, к сожалению, отбор абитуриентов в педагогические институты проводится только с учетом качества знаний, что является крайне недостаточным и, более того, впоследствии становится причиной текучести кадров в школе. Все это позволяет говорить о необходимости введения предварительной диагностики творческих способностей. Небольшой опыт предварительной педагогической диагностики задатков педагогической техники у абитуриентов и тестирования некоторых качеств, необходимых для будущей профессии учителя, накоплен Коломенским педагогическим институтом. Рабочая гипотеза в данном эксперименте строилась на том, что существует группа профессии, где одним из требуемых качеств является умение "взять внимание" группы людей и затем поддерживать его, опираясь на логику своих рассуждений или постоянно обновляя должный эмоциональный настрой аудитории и т.п. При этом предполагалось, что могут существовать приемы диагностики таких качеств. 170 |
сформулировать общие принципы критериального подхода к формированию тех педагогических и артистических способностей учителя, которые являются предпосылками его профессионального мастерства. Эти принципы сводятся к следующему. 1. Мастерство учителя определяется в конечном итоге характером требований, которые предъявляют к нему содержание и целевая установка педагогической деятельности. Мастерство учителя это сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности, и оно не может4быть определено какой-либо одной способностью, какой бы значимой она не была. 2. Педагогическое мастерство как проявление одаренности и талантливости в педагогическом процессе достигается путем совершенствования конкретной профессиональной деятельности. Мастерство педагогического труда, как и искусство актера, отрабатывается системой различных упражнений, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный творческий процесс, новаторский подход к делу. Несмотря на сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности будущего учителя, к сожалению, отбор абитуриентов в педагогические институты проводится только с учетом качества знаний, что является крайне недостаточным и, более того, впоследствии становится текучестью кадров в школе. Все это позволяет говорить о необходимости введения предварительной диагностики творческих способностей. Вопрос развития актерских и режиссерских способностей в основном разрабатывался в литературе на основе эмпирического опыта и размышлений режиссеров, актеров, искусствоведов и театральных педагогов. В плане ею теоретической разработки непреходящее значение имеют концепция К.С. Станиславского, а также поиски В.И. 68 |