разрабатывался в литературе на основе эмпирического опыта и размышлений режиссеров, актеров, искусствоведов и театральных педагогов. В плане его теоретической разработки непреходящее значение имеют концепция К.С. Станиславского, а также поиски В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, А.Д. Попова, П.М. Ершова, М.О. Кнебель, Б.Е. Захавы, Г.А. Товстоногова и др. В работах ведущих мастеров сцены прослеживается различный подход к пониманию способностей актеров и режиссеров. Количество выделяемых блоков актерской и режиссерской одаренности у разных авторов различное. При этом наблюдаются значительное расхождение в составе перечисляемых способностей, разная степень их детализации. Сложно проследить зависимость между отдельными способностями. В силу этих специфических особенностей на основе анализа высказываний о способностях и других личностных качеств учителя, актера, режиссера, их сопоставления, обобщения и систематизации предлагается выстроить структуру способностей, необходимых для деятельности учителя. Исходя из теории и практики психологии, психологии художественного творчества и театральной педагогики, необходимо выделить четыре круга способностей учителя, работающего по некоторым закономерностям сценической педагогики. Для области педагогической деятельности выделяется первый круг способностей: коммуникабельность; эмоциональная устойчивость; профессиональная зоркость; динамизм; оптимизм; креативность и гибкость мышления. В педагогическом институте выбрано шесть ведущих педагогических способностей. Они рассматриваются как главные составляющие педагогических способностей. Для области искусства выделяется второй круг способностей: общие для всех видов искусства: воображение, образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. Сюда включаются и специфические 174 |
сформулировать общие принципы критериального подхода к формированию тех педагогических и артистических способностей учителя, которые являются предпосылками его профессионального мастерства. Эти принципы сводятся к следующему. 1. Мастерство учителя определяется в конечном итоге характером требований, которые предъявляют к нему содержание и целевая установка педагогической деятельности. Мастерство учителя это сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности, и оно не может4быть определено какой-либо одной способностью, какой бы значимой она не была. 2. Педагогическое мастерство как проявление одаренности и талантливости в педагогическом процессе достигается путем совершенствования конкретной профессиональной деятельности. Мастерство педагогического труда, как и искусство актера, отрабатывается системой различных упражнений, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный творческий процесс, новаторский подход к делу. Несмотря на сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности будущего учителя, к сожалению, отбор абитуриентов в педагогические институты проводится только с учетом качества знаний, что является крайне недостаточным и, более того, впоследствии становится текучестью кадров в школе. Все это позволяет говорить о необходимости введения предварительной диагностики творческих способностей. Вопрос развития актерских и режиссерских способностей в основном разрабатывался в литературе на основе эмпирического опыта и размышлений режиссеров, актеров, искусствоведов и театральных педагогов. В плане ею теоретической разработки непреходящее значение имеют концепция К.С. Станиславского, а также поиски В.И. 68 Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, Вс.Э. Мейерхольда, Л.Д. Попова, Г1.М. Ершова, М.О. Кнебель, Б.В. Захавы Г.А., Товстоногова и др. В работах ведущих мастеров сцены прослеживается различный подход к пониманию способностей актеров и режиссеров. Количество выделяемых блоков актерской и режиссерской одаренности у разных авторов различное. При этом наблюдаются значительное расхождение в составе перечисляемых способностей, разная степень их детализации. Сложно проследить зависимость между отдельными способностями. В силу этих специфических особенностей на основе анализа высказываний о способностях и других личностных качеств учителя, актера, режиссера, их сопоставления, обобщения и систематизации предлагаем выстроить структуру способностей, необходимых для деятельности учителя. Исходя из теории и практики психологии художественного творчества и театральной педагогики, В.А. Ильев (1993) выделяет четыре круз а способностей учителя, ориентирующег ося на особенности сценической педагогики. Для области педагогической деятельности выделяется первый круг способностей: коммуникабельность; эмоциональная устойчивость; профессиональная зоркость; динамизм; оптимизм; креативность и гибкость мышления. Для области искусства выделяется второй круг способностей: общие для всех видов искусства; воображение; образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. Сюда включаются и специфические художественные свойства личности и чувства: тонкий вкус, чувство меры, чувство формы, поэтические чувства, т.е. способность в обыденном видеть особенное, неповторимое. б1 > |