педагогики. Темперамент жизненный и темперамент сценический. Следует разграничить понятия "темперамент жизненный" и "темперамент сценический". В психологии жизненный темперамент рассматривается как характеристика динамической стороны личности, которая выражается в силе и скорости психических процессов, в степени эмоциональной возбудимости, в особенностях внешнего выражения эмоциональных переживаний и характере поведения, следовательно, как характеристика динамических особенностей психических процессов и всех действенных проявлений личности. Если говорить о сценическом темпераменте, то имеются в виду динамические особенности психических процессов и всех действенных проявлений актера в обстоятельствах роли. Аналогичный процесс проявляется и в творчестве учителя, но в обстоятельствах урока-спектакля. Под действенными проявлениями как в жизненном, так и в сценическом (педагогическом) плане следует подразумевать весь комплекс внешних проявлений психической и физической жизни человека, из которого складывается его поведение. Учитель на уроке (или актер на сцене) мыслит, говорит, двигается, переживает, беспрерывно реагирует на всевозможные раздражители, и все эти процессы так или иначе реализуются. Поэтому все они, в сущности, являются действенными проявлениями. Существует довольно распространенное мнение, что сами жизненные темпераменты людей бывают "сценическими" и "несценическими". Эта позиция является ошибочной. Вряд ли профессиональная пригодность молодого человека к учительской или к актерской деятельности или степень сценической одаренности находились прямой зависимости от его темперамента. Давно известно, что подавляющее большинство людей принадлежит к так называемому смешанному типу темперамента. С одним лишь уточнением, что преобладает, что может быть развито, а что преображено или сокрыто. Актерский тренинг и режиссерская технология несомненно воздействуют на свойства темперамента. (Здесь использованы материалы 176 |
рекомендации театральной педагогики. Темперамент жизненный и темперамент сценический. Следует различать понятия «темперамент жизненный» и "темперамент сценический". В психологии жизненный темперамент рассматривают как характеристика динамической стороны личности, которая выражается в силе и скорости психических процессов, в степени эмоциональной возбудимости, в особенностях внешнего выражения эмоциональных переживаний и характере поведения, следовательно, характеристика динамических особенностей психических процессов и всех действенных проявлений личности. Если мы говорим о сценическом темпераменте, то имеем в виду динамические особенности психических процессов и всех действенных проявлений актера в обстоятельствах роли. Аналогичный процесс проявляется и в творчестве учителя, но в обстоятельствах урокаспектакля. Под действенными проявлениями как в жизненном, так и в сценическом (педагогическом) плане следует подразумевать весь комплекс внешних проявлений психической и физической жизни человека, из которого складывается его поведение. Учитель на уроке (актер на сцене) мыслит, говорит, двигается, переживает, беспрерывно реагирует на всевозможные раздражители, и все эти процессы так или иначе реализуются. Поэтому все они, в сущности, являются действенными проявлениями. Существует довольно распространенное мнение, что сами жизненные темпераменты людей бывают «сценическими» и «несценическими». Эта позиция является ошибочной. Вряд ли профессиональная пригодность молодого человека к учительской или к актерской деятельности или степень сценической одаренности находились в прямой зависимости от его темперамента. Давно известно, 71 что подавляющее большинство людей принадлежит к так называемому смешанному типу темперамента. С одним лишь уточнением, что преобладает, что может быть развито, а что преображено или сокрыто. Актерский тренинг и режиссерская технология несомненно выявляют свойства темперамента. (В.В.Вершинин, 1970.) Если в основе сценического темперамента актера лежат свойства его жизненного темперамента, то необходимо напомнить об основных психических свойствах личности, присущих любому типу темперамента, впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности человека. Основой характеристики жизненного темперамента человека является степень наличия и соотношения этих свойств. Но могут ли показатели наличия и соотношения этих психических свойств в жизненном темпераменте учителя или актера служить безусловным показателем его «сценичности» или «несценичности»? Насыщенность действия в предлагаемых обстоятельствах спектакля или урока требует от актера и учителя предельной интенсивности нервных процессов. Необходимо подчеркнуть, что учитель, в отличие от актера, выдерживает значительно большие эмоциональные нагрузки, так как он в силу специфических особенностей профессии вынужден в течение дня «играть» несколько уроков-спектаклей в разных классах. Не надо забывать и о том, учитель «играет» все уроки-спектакли без единой репетиции, являясь одновременно «режиссером-актером» в условиях открытого режиссерского действия урока. Следовательно, для продуктивной деятельности учителя и актера важны темпераменты, способные к интенсивным реакциям. Поскольку публичная деятельность актера и учителя требуег высокой интенсивности всех нервных процессов, то, чем сильнее нервная система, тем больше она соответствует требованиям, предъявляемым к творчеству актера и учителя. Однако такой вывод был 72 |