свойственны повышенная активность, психическая возбудимость, большие энергетические затраты. Все эти качества темперамента, безусловно, эмоционально воздействуют на восприятие учащихся, но не всегда, к сожалению, оправданы. Особое внимание должно быть направлено на развитие режиссерского анализа урока. Холерики, как правило, имеют болезненное, легко уязвимое самолюбие. Непонимание этого обстоятельства со стороны коллег и администрации школы озлобляет человека, убивает в нем всякую инициативу. Флегматик это трезвый аналитик. Все делает основательно, долго, но зато ничего не упускает из виду. Он никогда не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Предпочитает реже менять свои цели и стиль деятельности. Всегда проявляет настойчивость и упорство. Флегматика нельзя подгонять в работе. Темп его деятельности можно ускорить, только лишь используя приемы одобрения. В педагогической деятельности учителяфлегматики испытывают, в своем большинстве, дискомфорт в экстремальных ситуациях. Урок-спектакль цепь экстремальных ситуаций. Диагностика свойств темперамента студентов актерских и режиссерских курсов в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Перми позволила выявить из их общего числа лишь 5-7% флегматиков. Еще менее значительна доля сангвиников в общей массе. В отличие от флегматика, сангвиник предрасположен к подвижной деятельности не по необходимости, а с целью достижения желаемого. Незначительное препятствие в достижении цели может привести сангвиника к полному безразличию или отказу от цели. Таким людям всегда свойственно стремление к смене впечатлений. Несамостоятельность сангвиников является большим препятствием к реализации замысла урока. Даже весьма поверхностный анализ темпераментов по методике диагностики актерских способностей, принятой в театральной педагогике, позволяет сделать вывод, что использование той или иной театральной методики в деятельности учителя школы невозможно без глубоких 181 |
Воспитание актерских способностей у такого человека, по результатам экспериментов, практически дело безнадежное. Но можно ожидать значительных успехов на поприще режиссуры, которая предполагает осуществление собственного замысла через игру актеров. Учитель, выстраивающий урок-спектакль по законам открытого режиссерского действия, реализует свой замысел в совместной игре с учениками класса. 11е нужно забывать об одном весьма важном психологопедагогическом нюансе. Так как психика меланхолика является более уязвимой по сравнению с другими, то необходимо особо бережное отношение к таким людям. Следует исключать из арсенала педагогического воздействия упреки, укоры, грубые оценки профессиональной непригодности в адрес меланхолика. Он предрасположен к возникновению комплексов. Холерики отличаются, как известно, повышенной эмоциональной впечатлительностью, но находят естественный выход эмоциональной реактивности в активных поступках, в отличие от меланхоликов. В то же время это свойство является недостатком, мешающим человеку осознанно управлять своим поведением. Холерикам свойствен стиль метода проб и ошибок, так как наиболее продуктивные периоды творческой деятельности для них первый и шестой, а четыре промежуточных пропускаются. Данный тип темперамента наиболее близок по своей природной организации к актерской деятельности. Учителей, у которых явно преобладает холерический темперамент, легко выделить из общей массы педагогов. В процессе проведения уроков им свойственны повышенная активность, психическая возбудимость, большие энергетические затраты. Все эти качества темперамента, безусловно, эмоционально воздействуют на восприятие учащихся, но не всегда, к сожалению, оправданы. Особое внимание 7(> должно быть направлено на развитие режиссерского анализа урока. Холерики, как правило, имеют болезненное, легко уязвимое самолюбие. Непонимание этого обстоятельства со стороны коллег и администрации школы озлобляет человека, убивает в нем всякую инициативу. Флегматик это грезвый аналитик. Все делает основательно, долго, но зато ничего не упускает из виду. Он никогда не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Предпочитает реже менять свои цели и стиль деятельности. Всегда проявляет настойчивость и упорство. Флегматика нельзя подгонять в работе. Теми его деятельности можно ускорить, только лишь используя приемы одобрения. В педагогической деятельности учителя-флегматики испытывают, в своем большинстве, дискомфорт в экстремальных ситуациях. Урок-спектакль цепь экстремальных ситуаций. Диагностика свойств темперамента студентов актерских и режиссерских курсов в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Перми позволила В.А. Ильеву (1993) выявить из их общего числа лишь 5-7% флегматиков. Еще менее значительна доля сангвиников в общей массе. В отличие от флегматика, сангвиник предрасположен к подвижной деятельности не по необходимости, а с целью достижения желаемого. Незначительное препятствие в достижении цели может привести сангвиника к полному безразличию или отказу от цели. Таким людям всегда свойственно стремление к смене впечатлений. Несамостоятельность сангвиников является большим препятствием к реализации замысла урока. Даже весьма поверхностный анализ темпераментов по методике диагностики актерских способностей, принятой в театральной педагогике, позволяет сделать вывод, что использование той или иной театральной методики в деятельности учителя школы невозможно без глубоких психологических знаний о человеке. 77 |