психологических знаний о человеке. Среди основных тенденций в когнитивной психологии можно выделить следующее: Перевоплощение. Одно из значений слово воплощаться принимать на себя плоть. Иными словами меняться, оставаясь при этом самим собой. Если для актера необходимость перевоплощения в тот или иной образ очевидна, то важность этой способности для учителя к сожалению, не находит должного понимания в педагогической среде и до настоящего времени не является предметом психолого-педагогических исследований. Между тем для учителя умение владеть собой, активно воздействовать и взаимодействовать, сохранять эмоциональную устойчивость в критических обстоятельствах, создавать образы и играть роли в ситуациях нравственного выбора по законам органического творения, сродни процессу перевоплощения актера в образ. В основе перевоплощения лежит такая нервная организация, при которой возможна легкая перестройка условно-рефлекторных связей и стереотипов поведения. Создавая образ того или иного персонажа, актер как бы моделирует новую личность со своей особой системой действий, отношений и мотивов. В реальной жизни, действуя в различных жизненных ситуациях, человек меняется, становится как бы другим, при этом в одних случаях разительно, как бы надевает маску другого человека, в других чуть-чуть. Известный психолог Т. Шибутани отметал, что участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться (интуитивно) к требованиям окружающих. Он вынужден подавлять свои импульсы или направлять их по другим каналам [299, с.57]. Педагогическое перевоплощение это не столько игра в кого-то, сколько способность на время достоверно быть кем-то, причем быть в самом деле. Одним из необходимых условий развития способности учителя к перевоплощению является подвижность. Она определяет легкость переключения внимания от Я учителя к Я образу во время той или иной педагогической ситуации, возможность перехода от жизненного динамического 182 |
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТИ УЧИТЕЛЯ. Анализ литературы подводит к утверждению, что одним из наиболее эффективных средств развития поведенческой гибкости учителя является театральная педагогика, гак как особенности творческого процесса педагога оказывают существенное влияние на содержание его деятельности. Сходство деятельности актера и учителя подтверждают следующие элементы. 1. Реализация функции воспитания. 2. Действие как основа педагогического и актерского искусства. 3. Специфика личного воздействия на аудиторию. 4. Единство физическог о и психического. 5. Обращение к магическому «если бы» как источнику воображения и рычагу, переводящему исполнителя актерского и педагогического действия из «повседневной действительности в плоскость воображения» (К.С.Станиславский). 6. Наличие в деятельности интуиции. 7. Импровизационность самочувствия. 8. Наличие собственного самостоятельного и свободного творчества как основы искусства. По-нашему мнению, именно элементы театральной педагогики дают возможность учителю постоянно тренировать сенсорную чувствительность и психологическую наблюдательность. Если для актера необходимость перевоплощения в тот или иной образ очевидна, то важность этой особенности для учителя, к сожалению, не находит должного понимания в педагогической среде и до настоящего времени не является предметом психологопедагогических исследований. 49 Заметим, все же, что в основе перевоплощения лежит такая самоорганизация, при которой возможна перестройка стереотипов поведения. По нашему мнению, способность к перевоплощению является одним из необходимых условий развития поведенческой гибкости учителя. Она определяет легкость переключения внимания от Я учителя к Я ученика во время той или иной педагогической ситуации, возможность перехода от жизненного динамического стереотипа учителя к динамическому стереотипу той или иной роли в обстоятельствах урока. Благодаря гибкости поведения учитель способен сам изменить режиссеру школьного урока. В своем исследовании мы не стремимся отождествить театральное и педагогическое творчество, но выделяем в актерской, режиссерской и педагогической деятельности сходные элементы по цели (воздействие человека на человека и вызов переживания), по содержанию (коммуникативные и творческие процессы), по инструменту воздействия (психофизическая природа педагога и актера). Далее мы рассмотрим современные представления о способностях, о творчестве, творческих способностях, педагогических способностях, а также проанализируем структуру актерских и режиссерских способностях учителя. 50 Перевоплощение. Одно из значений слово воплощаться принимать на себя иную плоть. Иными словами меняться, оставаясь при этом самим собой. Если для актера необходимость перевоплощения в тот или иной образ очевидна, то важность этой способности для учителя к сожалению, не находит должного понимания в педагогической среде и до настоящего времени не является предметом психолого-педагогических исследований. Между тем для учителя умение владеть собой, активно воздействовать и взаимодействовать, сохранять эмоциональную устойчивость в критических обстоятельствах, создавать образы и играть роли в ситуациях нравственного выбора по законам органического творения сродни процессу перевоплощения актера в образ. В основе перевоплощения лежит такая самоорганизация, при которой возможна перестройка стереотипов поведения. Создавая образ того или иного персонажа, актер как бы моделирует новую личность со своей особой системой действий, отношений и мотивов. В реальной жизни, действуя в различных жизненных ситуациях, человек меняется, становится как бы друг им, при этом в одних случаях разительно, как бы надевает маску другого человека, в других чуть-чуть. Известный психолог Т. Шибутани отмегил: «Участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться (интуитивно) к требованиям окружающих. Он вынужден подавлять свои импульсы или направлять их по другим каналам» (ШибутаниТ., 1969, С.57). Педагогическое перевоплощение это не столько игра в кого-то, сколько способность на время достоверно быть кем-то, причем быть в самом деле. Одним из необходимых условий развития гибкости поведения является способность к перевоплощению. Она определяет легкость переключения внимания от Я учителя к Я образу ученика во время той 78 |