стереотипа учителя к динамическому стереотипу той или иной роли в обстоятельствах урока. Благодаря определенной подвижности учитель способен изменить сам стиль воплощения режиссерского замысла школьного урока. Свойство подвижности необходимо при обучении основам педагогического мастерства. На уровне личности оно проявляется в так называемой циклотимии — подвижности эмоциональных состояний. Неподвижность (так называемая ригидность) связана с педантичностью, боязнью нового в своей деятельности, трудностью привыкания к новым обстоятельствам, т.е. со всем тем, что закрепощает творческую природу учителя и является причиной несостоятельности в профессии и ведет к драматическим коллизиям в личной жизни человека. Психические процессы, обеспечивающие акт перевоплощения, имеют своеобразие: внимание обладает высокой степенью переключаемости, восприятие отбирает существенно характерное в человеке, память хранит переживания разных эмоциональных состояний, воображение моделирует новую личность. Воображение связано со способностью к сопереживанию, так называемой эмпатией. Б.М. Теплов писал: "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение". Подлинное понимание, так называемое вчувствование во внутреннюю жизнь другого человека, осуществляется при деятельном участии воображения. При этом важна степень и сила художественного воображения, то есть способность учителя создавать воображаемые педагогические ситуации и органично проживать их на глазах у учащихся. Однако способности к перевоплощению не всегда реализуется в практической деятельности учителя. Одна из причин, которую возможно выявить с помощью диагностики актерской одаренности, это высокий 183 |
или иной педагогической ситуации, возможность перехода от жизненного динамического стереотипа учителя к динамическому стереотипу той или иной роли в обстоятельствах урока. Благодаря гибкости поведения учитель способен изменить сам стиль воплощения режиссерского замысла школьного урока. Свойство подвижности необходимо при обучении основам педагогического мастерства. На уровне личности оно проявляется в так называемой циклотимии подвижности эмоциональных состояний. Неподвижность (так называемая ригидность) связана с педантичностью, боязнью нового в своей деятельности, трудностью привыкания к новым обстоятельствам, т.е. со всем тем, что закрепощает творческую природу учителя и является причиной несостоятельности в профессии и ведет к драматическим коллизиям в личной жизни человека. Психические процессы, обеспечивающие акт перевоплощения, имеют своеобразие: внимание обладает высокой степенью переключаемости, восприятие отбирает существенно характерное в человеке, память хранит переживания разных эмоциональных состояний, воображение моделирует новую личность. Воображение связано со способностью к сопереживанию, так называемой эмпатией. Б.М. Теплое писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» (Тсплов Б.М., 1951, С. 127-128). Н.В. Рождественская (1979), занимаясь проблемой исследования способности к перевоплощению, отмечает, что подлинное понимание, так называемое вчувствование во внутреннюю жизнь другого человека, осуществляется при деятельном участии воображения. В отношении к актеру об этом прекрасно сказал Н.Берковский, комментируя К.С.Станиславского: «По Станиславскому можно было бы сказать, что актер подобен Зигфриду, на которого брызнула кровь убитого им дракона, Зигфрид стал понимать, о чем переговариваются и говорят друг с другом птицы; актер, в котором зазвучала внутренняя речь, слышит, чем живы люди вокруг, он вызывает на сцену внутреннюю жизнь всех и каждого». По учению К.С.Станиславского, два момента у актера совпадают, «в актере получают мощь и развитие собственные его переживания, в меру того как он обращает их на познание чужой духовной жизни. Постижение того, чем живет кто-то другой, является одновременно для актера могучим средством для развития собственной духовной личности: другого он познает, а сам при этом кем-то новым становится». Способность «слышать, чем живы люди вокруг» и есть, по существу, одно из важнейших свойств общей одаренности личности. И не только, разумеется, актера. При этом важна степень и сила художественного воображения, то есть способность учителя создавать воображаемые педагогические ситуации и органично проживать их на глазах у учащихся. Однако способности к перевоплощению не всегда реализуется в практической деятельности учителя. Одна из причин, которую возможно выявить с помощью диагностики актерской одаренности, это высокий рациональный контроль за своим поведением. Студента или учителя как бы разъедает ржавчина рефлексии, мешает естественности поведения, блокирует воображение, сковывает подсознательную работу творческих сил с позиции скептического разума. В сознании такой личности как бы присутствует контролер-наблюдатель. |