Зт. М., 1970, Т. 2. С. 147-148). [5 , с.117]. Простое и меткое объяснение актерской способности, заражать партнеров и зрителей дал В.И. Немирович-Данченко: "Во всяком человеке есть это уже старо все черты человеческой сущности... Все эти черты мы носили в себе. Но у одного человека такое физиологическое существо, что вот именно эти черты, эти нервы, которыми ой живет, более развиты, а другие почти атрофированы. Те черты которые более развиты, и характеризуют его личность. Если психологически разбирать, то получается так, что актер, в зависимости от задач, какие он ставит перед собой, посылает мысли тем нервам, которые ему необходимы. Так мгновенно, что не уловишь. И если он обладает сценическим талантом, то эти нервы вибрируют и быстро заражают”. [209, с.200] Если заразительность обращена к эмоциям окружающих, то убедительность к их сознанию. Убедительность способность воздействовать на аудиторию логикой и целенаправленностью свои рассуждений и поступков. Обаяние такое психофизическое качество актера, которое заставляет зрителя интуитивно заинтересоваться личностью, характером, своеобразием актера. В обаянии проявляются темперамент, эмоции и вера, заразительно действующие на аудиторию. Следует помнить, что жизненное и сценическое обаяние не идентичны. Личность, во всех отношениях обаятельная в жизни, может потерять прелесть своего обаяния в условиях публичности. Возможна условная классификация видов сценического обаяния: а) интеллектуальное обаяние (актеры, обладающие данным качеством обаяния, заражают аудиторию интеллигентностью, мудростью, работой мысли и благородством духовных интересов); б) обаяние наивности (детская непосредственность, искренность и чистота); в) обаяние доброты; 185 |
эти черты мы носили в себе. Но у одного человека такое физиологическое существо, что вот именно эти черты, эти нервы, которыми он живет, более развиты, а другие почти атрофированы. Те черты, которые более развиты, и характеризуют его личность. Если психологически разбирать, то получается так, что актер, в зависимости от задач, какие он ставит перед собой, посылает мысль тем нервам, которые ему необходимы. Так мгновенно, что не уловишь. И если он обладает сценическим талантом, то эти нервы вибрируют и быстро заражают» (Немирович-Данченко Вл.И., 1952. С. 200). Если заразительность обращена к эмоциям окружающих, то убедительность к их сознанию. Убедительность способность воздействовать на аудиторию логикой и целенаправленностью своих рассуждении и поступков. Обаяние такое психофизическое качество актера, которое заставляет зрителя интуитивно заинтересоваться личностью, характером, своеобразием актера. В обаянии проявляются темперамент, эмоции и вера, заразительно действующие на аудиторию. К С. Станиславский так характеризует актерское обаяние: ’’Знаете ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на сцене, и зрители их уже любят? За что? За красоту? Но очень часто ее нет. За голос? И он нередко отсутствует. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаянием. Это необъяснимая привлекательность всего существа актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируются его поклонниками и подражателями. ...Эго свойство называется «сценическим»... обаянием» (Станиславский К.С., 1989-1991. Т. 3. С. 234). 82 Следует помнить, что жизненное и сценическое обаяние не идентичны. Личность, во всех отношениях обаятельная в жизни, может потерять прелесть своего обаяния в условиях публичности. Возможна условная классификация видов сценического обаяния: а) интеллектуальное обаяние (актеры, обладающие данным качеством обаяния, заражают аудиторию интеллигентностью, мудростью, работой мысли и благородством духовных интересов); б) обаяние наивности (детская непосредственность, искренность простота); в) обаяние доброты; г) обаяние зла (передача актерами отрицательных свойств личности того или иного персонажа); д) трагическое обаяние (способность некоторой части актеров воплощать мировую скорбь и человеческие страдания); е) комическое обаяние (способность заражать аудиторию юмором). Многие талантливые актеры обладают многосторонним и гибким обаянием. Так же, по-видимому и учителю необходимо обаяние, проявляющееся в его духовности, мудрости, недюжинном уме, искренности, доброте, вызывающее доверие ученика. Возможно ли развить в себе позитивное обаяние? По этому поводу К.С. Станиславский писал: «Неужели нет средств, с одной стороны, создавать в себе, хотя бы в известной мере, то «сценическое обаяние», которое не дано природой, а с другой стороны, неужели нельзя бороться с отталкивающими свойствами актера, обиженного судьбой? Да, можно, но лишь в известной мере. Причем не столько в смысле самого создания обаяния, сколько со стороны уничтожения отталкивающих недостатков... До некоторой степени можно даже сделать «сценическое обаяние» благородными приемами игры, хорошей школой, которые 83 |