Проверяемый текст
В.М.Гальперин, Л.С.Тарасевич, С.М.Игнатьев «50 лекций по микроэкономике» Учебное пособие. Экономическая школа. 2000.
[стр. 44]

достижению какого-либо из условий Парето, то другие условия Парето, хотя и являются все еще достижимыми, как правило, не являются желательными"28.
Известно, что экономическая систе*ма достигает оптимума (эффективна), когда соблюдаются все условия Парето-эффективности одновременно на всех рынках.
Такое состояние в англоязычной экономической литературе именуется нередко как "первое наилучшее" (first best).
Теперь допустим, что в экономической системе появилось некое неустранимое препятствие, которое не позволяет достичь ей "первого наилучшего".

Принимая во внимание неустранимое™ этого ограничения, возможно ли достичь "второго наилучшего" (second best), иначе говоря, лучшего из возможных в данной определенной ситуации, если созданы условия для обеспечения Парето-эффективного состояния везде, где этому не препятствует указанное ограничение? Общая теорема "второго наилучшего" дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Эту теорему можно переформулировать следующим образом2^: ситуация, в которой в одном из секторов экономики нарушаются условия Парето-эффективности, а во всех остальных соблюдаются, в общем случае не будет Парето-предпочтительной по сравнению с ситуацией, в которой условия Парето-эффективности нарушаются в большем числе секторов экономики.
Более того, можно добиться Парето-улучшения, увеличивая число отклонений от условий Парето-эффективности в ситуации, когда достижение
есех условий Парето-эффективности невозможно.
В реальности всегда имеют место те или иные препятствия достижению Парето-эффективности.

Таковыми могут быть неустранимые несовершенства рынка.

Рыночный механизм в автоматическом режиме работы далеко не всегда в состоянии обеспечить эффективное состояние
28 Lipscy R., Lancaster К.
The general theoty of second best it Rev.
Been.
Studs.
1956.
Vol.
24(1).
P.
J1.
Сам же термин "второе наилучтее" был впервые употреблен лауреатом Нобелевской премии по экономике Дж.
Мидом годом раньше (Meade J.
The theory of international economic policy.
Vol.
2 : Trade and welfare.
Oxford, 1955).
29 50 лекций по микроэкономике.
СПб.
Экономическая школа.
2000.
С.
285-286.
44
[стр. 663]

663 состояние социальной системы определяется рядом взаимозависимых факторов, таких как внешние природные условия, воздействие других обществ и внутренние элементы системы, в частности те самые остатки, производные, чувства, запас накопленных знаний и т.
п.
Впоследствии его идея общества как равновесной системы оказала серьезное влияние на представителей влиятельной социологической школы структурного функционализма и ее лидера Т.
Парсонса.
Одним из самых больших вкладов в современную социальную теорию, внесенных Парето, является его теория элит.
Парето разделял любое общество на неэлиту и элиту.
Последняя состоит из лиц с наилучшими интеллектуальными, физическими или профессиональными показателями.
Элита в свою очередь делится на правящую и неправящую.
Правящая же элита может быть представлена личностями двух типов вслед за Макиавелли Парето называет их "лисами" и "львами".
Первый тип характеризуется преобладанием "остатков комбинаций".
Представители этой элиты легко адаптируются к социальным изменениям, в качестве методов управления они используют такие приемы, как обман, убеждение, подкуп.
Краткосрочные интересы у них доминируют над долгосрочными, материальные над идеальными, индивидуальные над коллективными.
Со временем на смену "лисам" в элите приходят "львы" с их преобладанием "остатка постоянства".
Этот тип лидеров характеризуется, напротив, упором на силовое решение проблем, стремлением к поддержанию status quo, авторитарностью, агрессивностью, бескомпромиссностью, упорством.
Постоянный процесс смены элит "циркуляция элит" по Парето является необходимымусловием существования общества и поддержания социального равновесия и обеспечивает преобладание в правящем слое индивидов с нужными качествами.
Таким образом, циркуляция элит лежит в основе большинства исторических событий.
Причем в экономической жизни этим двум типам элит соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье".
Первые, аналоги "лис" в политике, предпочитают высокую, но рискованную доходность вложений их надежности, склонны к конструированию экономических и финансовых технологий и инструментов, служат причиной экономического развития общества.
"Рантье" же, ориентирующиеся на фиксированный надежный доход, представляют собой фактор стабильности и консерватизма в обществе.
РАЗДЕЛ 5.
"Первое наилучшее" и "второе наилучшее" Формулировка так называемой общей теоремы "второго наилучшего" принадлежит Р.
Липси и К.
Ланкастеру.
Приведем ее полностью.
"Если в систему общего равновесия введено ограничение, которое препятствует достижению какого-либо из условий Парето, то другие условия Парето, хотя и являются все еще достижимыми, как правило, не являются желательными".[7] Попытаемся последовательно раскрыть смысл этой теоремы.
Во-первых, мы уже знаем, что экономическая система достигает оптимума (эффективна), когда соблюдаются все условия парето-эффективности одновременно на всех рынках.
Такое состояние в англоязычной экономической литературе именуется нередко как "первое наилучшее" (first best).
Теперь допустим, что в экономической системе появилось некое неустранимое препятствие, которое не позволяет достичь ей "первого наилучшего".

Пока не будем конкретизировать, что это за препятствие.
Поставим далее вопрос: принимая во внимание неустранимость этого ограничения, достигнем ли мы "второго наилучшего" (second best), иначе говоря, лучшего из возможных в данной определенной ситуации, если создадим условия для обеспечения парето-эффективного состояния везде, где этому не препятствует указанное ограничение? Общая теорема "второго наилучшего" дает

[стр.,664]

664 отрицательный ответ на этот вопрос.
Эту теорему можно переформулировать следующим образом: ситуация, в которой в одном из секторов экономики нарушаются условия паретоэффективности, а во всех остальных соблюдаются, в общем случае не будет паретопредпочтительной по сравнению с ситуацией, в которой условия парето-эффективности нарушаются в большем числе секторов экономики.
Более того, можно добиться паретоулучшения, увеличивая число отклонений от условий парето-эффективности в ситуации, когда достижение
всех условий парето-эффективности невозможно.
Разъяснить смысл всего вышесказанного можно с помощью обращения к следующему весьма простому условному сравнению.
Представим себе путника, начинающего свой маршрут из некой нулевой отметки и имеющего целью достижение высшей точки гряды холмов (точка С на рис.
13).
Поскольку самый высокий холм окружен более низкими холмами различной высоты, то, после того как он забирается на какой-либо холм, не исключено, что ему придется взбираться на следующий, но более низкий.
Следовательно, не всякое продвижение вперед и вверх к цели приводит его на более высокую вершину по сравнению с достигнутой ранее.
Рис.
13.
Иллюстрация теории "второго наилучшего".
Развивая аналогию с теорией "второго наилучшего", заметим, что, например, некое непреодолимое препятствие (допустим, в точке В) мешает нашему путнику достичь самой высокой вершины.
Однако если его целью остается максимальная высота и он дошел до этого препятствия, то ему придется пройти назад большое расстояние, если второй по высоте холм (с вершиной в точке А) находится на значительном отдалении от первого.
Очевидно, что гораздо лучше в этих обстоятельствах не идти до точки В, чтобы затем возвращаться назад в точку А, и тем более не оставаться в точке В, а сразу остановиться в точке А, на второй по высоте из вершин.
Такое решение и было бы оптимумом второго порядка, или "вторым наилучшим".
От условного сравнения перейдем к строгому математическому сравнению "первого наилучшего" и "второго наилучшего".
Паретоэффективное состояние лежит на границе производственных возможностей общества, и его нахождение можно рассматривать как задачу на максимизации с ограничением: F(x1, x2, ...
xn) → max при ограничении:Φ(x1, x2, ...
xn) = c.
Составляем функцию Лагранжа: L = F(x1, x2, ...
xn) λ→(x1, x2, ...
xn).
Условия парето-эффективности определяются из: Fi λ→i = 0; i = 1,2,...n, (1)

[стр.,666]

666 выполнением условий парето-эффективности везде, где это возможно сделать? Сравним формулу (4) с формулой (1).
Из этого сравнения очевидно, что положительный ответ на этот вопрос можно дать только в двух случаях: а) когда μ = 0 или: б) когда μ ≠ 0, но выражение в скобках в формуле (4) равно нулю для всех i.
Cлучай а) должен быть сразу исключен, так как из формулы (4) видно, что для i = 1, 2 это означало бы, что F1 / →1 = F2 / →2, а это невозможно из выражения (2).
Иначе пришлось бы отказаться от введенного ограничения на достижение парето-эффективности, а в его неустранимости весь смысл рассматриваемой проблемы.
Остается случай б), который нельзя в принципе исключать.
Однако его вероятность чрезвычайно мала, поскольку ничто не мешает выражению в скобках в формуле (4) принимать также любые положительные или отрицательные значения.
Теперь должно быть понятно, почему Р.
Липси и К.
Ланкастер выбрали такое название для выведенного ими принципа, как "общая теорема "второго наилучшего"".
Обратим также внимание на то, что в приведенной нами выше их оригинальной формулировке этой теоремы они используют выражение "как правило", т.
е.
допускают некоторую вероятность реализации случая б).
Теорема "второго наилучшего" имела весьма серьезные последствия для прикладной экономики благосостояния, после ее доказательства критерии оценки экономической политики значительно усложнились.
Ведь в реальности всегда имеют место те или иные препятствия достижению парето-эффективности.
Во-первых, таковыми могут быть неустранимые несовершенства рынка.
Как будет показано в лекциях 44, 45 и 47, рыночный механизм в автоматическом режиме работы далеко не всегда в состоянии обеспечить эффективное состояние экономики, а природа некоторых благ такова, что их рынки и вовсе отсутствуют.
В предыдущих выпусках "ЭШ" уже рассматривались несовершенная конкуренция и монополия на товарных и факторных рынках.
Во-вторых, само государство введением налогов неизбежно создает отклонения от паретоэффективности.
Ранее, в разделе 3, было отмечено, что практически невозможно ввести неискажающие налоги.
В-третьих, искажения могут быть обусловлены внешнеэкономической политикой другой страны.
Так, например, при достаточно интенсивной торговле между странами введение препятствий свободной торговле (например, импортных пошлин или импортных квот) одной из сторон ведет к потере благосостояния другой стороной.
В-четвертых, имеют место ограничения социально-политического характера, которые иногда экономисты именуют "священными коровами".
Так, например, если население в течение многих лет привыкло пользоваться мостом бесплатно, то введение платы за проезд в период пиковых нагрузок может оказаться политически неосуществимым мероприятием, хотя и ведущим к парето-улучшению.
Если многочисленные искажения относительных цен или отсутствие ряда рынков неустранимы, то теория "второго наилучшего" должна, по идее, дать рекомендации политикам, какие надо вводить

[Back]