Проверяемый текст
В.М.Гальперин, Л.С.Тарасевич, С.М.Игнатьев «50 лекций по микроэкономике» Учебное пособие. Экономическая школа. 2000.
[стр. 50]

Рассмотренная концепция политики "второго наилучшего" опирается на ортодоксальные представления неоклассической школы о государственной политике, как имеющей в качестве единственной цели максимизацию общественного благосостояния.
Школа "общественного выбора"
отвергает такое представление.
Она исходит из того, что "творцы политики", как и все прочие люди, максимизируют собственное благосостояние и в этих целях зачастую сознательно вносят ограничения, препятствующие достижению "первого наилучшего", если таковые приносят им выгоду.

Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей.
Задача
регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы.

Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат.
Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т.
д.
К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется.

Органам регулирования в своей 50
[стр. 670]

670 политики" косвенно влияет на поведение агентов через изменение цены, не имея непосредственных рычагов воздействия на них.
Вполне можно представить себе, как он шаг за шагом нащупывает цену (точнее говоря, величину ее отклонения от предельных издержек), которая, при имеющихся неустранимых ограничениях на достижение "первого наилучшего", дает оптимальный результат для благосостояния общества.
Такая политика получила название "поэтапной политики "второго наилучшего"" (piecemeal second-best policy).
Однако насколько реально проводить такую политику? Надо еще раз подчеркнуть, что для нее существует огромный информационный барьер.
Во-первых, нужно знать все, что касается отношения между товарами, являются ли они взаимозаменяемыми или взаимодополняющими и в какой мере.
Во-вторых, необходимо знать, насколько отклоняются цены на все прочие товары от предельных издержек.
Хотя в некоторых случаях можно как-то сэкономить на сборе информации.
Так, если, например, уголь производится в общественном секторе, а все остальные энергетические ресурсы (нефть, газ) в частном с высокой степенью монополизации, то по меньшей мере очевидно, что цена угля должна превышать предельные издержки.
Другое дело, что очень трудно, а скорее всего невозможно, установить оптимальную по критерию "второго наилучшего" величину этого превышения (хотя бы по той причине, что предельные издержки есть всегда издержки ex ante и не фигурируют ни в каком бухгалтерском учете).
Рассмотренная концепция политики "второго наилучшего" опирается на ортодоксальные представления неоклассической школы о государственной политике, как имеющей в качестве единственной цели максимизацию общественного благосостояния.
Школа "общественного выбора"
(см.
лекцию 46) отвергает такое представление.
Она исходит из того, что "творцы политики", как и все прочие люди, максимизируют собственное благосостояние и в этих целях зачастую сознательно вносят ограничения, препятствующие достижению "первого наилучшего", если таковые приносят им выгоду.[8]
Отсюда делается вывод, что политика "второго наилучшего" бессмысленна, так как главным образом предполагает лечение болезни лекарем, ее намеренно породившим.
Одним из подтверждений своей позиции представители школы "общественного выбора" считают тот факт, что реально никто никогда такую политику не проводил и она является не практическим руководством для властей, а чисто умозрительной теоретической конструкцией.
[7] Lipsey R., Lancaster K.
The general theory of second best // Rev.
Econ.
Studs.
1956.
Vol.
24(1).
P.
11.
Сам же термин "второе наилучшее" был впервые употреблен лауреатом Нобелевской премии по экономике Дж.
Мидом годом раньше (Meade J.
The theory of international economic policy.
Vol.
2 : Trade and welfare.
Oxford, 1955).
[8] Одним из близких жителям Санкт-Петербурга примеров могут служить многочисленные попытки городских властей ограничить ларечную и уличную торговлю.
Горожане заключают здесь добровольные взаимовыгодные сделки, однако власти под различными предлогами препятствуют им в этом.
Такое поведение властей позволяет предполагать наличие у них общности интересов с крупными стационарными предприятиями розничной торговли, которые не заинтересованы в конкурентах.
ЗАДАЧИ 1.
Предположим, что индивид 1 обладает 78 ед.
блага Х и ни одной единице блага Y.
Его функция полезности U1 = X1Y1 + 2X1 + 5Y1.
Допустим, что индивид 2 обладает 164 ед.
блага Y и ни одной единицей блага X.
Его функция полезное U2 = X2Y2 + 4X2 + 2Y2.


[стр.,798]

798 естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства (Q* на рис.
6) эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный.
Кривая средних затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте спроса с D до монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции.
Примером может быть междугородная телефонная связь.
В США, например, увеличение спроса на услуги междугородной связи привело к дерегулированию этой отрасли.
Единый монополист, компания AT&T, был разукрупнен, и в настоящее время услуги дальней связи являются конкурентным сектором.
Причины и границы регулирования естественных монополий Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей.
Задача
государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы
(об альтернативных методах регулирования естественных монополий см.
раздел 3).
Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат.
Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т.
д.
К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется
(см.
рис.
5, 6).
Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования.
Обсудим некоторые связанные с этим проблемы.
Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если: производится товар (услуга) первой необходимости, т.
е.
спрос неэластичен; имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т.
п.).
Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы.
Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.
Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями все это не может служить достаточным основанием для регулирования.
Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие

[Back]