Проверяемый текст
Суркова, Ольга Егоровна. Факторы формирования и реализации принципов права (Диссертация 2004)
[стр. 182]

К сожалению, на практике чаше всею суды общей юрисдикции уклоняются от непосредственног-о применения Конституции.
Как отмечает судья
Конституционною Суда РФ в отставке Т.
Морщпкова, общая судебная система мало ориентирована на применение конституционных норм п очень сильно ориентирована на власть*.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении
.Ns8 от 31 октября 1995г.
«О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»2 указал, что суды обязаны применять непосредственно нормы Конституции РФ, когда, исходя их смысла и содержания конституционной нормы,
дли ее применения вообще не требуется дополнительной законодательной регламентации.
Пленум Верховного Суда РФ указал также, что обращение с запросом в Конституционный Суд является не обязанностью, а правом в случаях, когда у него имеются сомнения или, как указано в ч.2 ст.36 Федерального Конституционного закона «О
Koiютитуциошюм Суде РФ»'\ возникает неопределенность по вопросу о соответствии Конституции РФ примененного шщ подлежащею применению закона при рассмотрении конкретного дела.
Если же суд
лридет к убеждению, что закон противоречит Конституции, он вправе разрешить дело по существу, руководствуясь соответствующими кормами Конституции.
В противном случае обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд для решения вопроса о возможности прямого применения Конституции РФ вместо противоречащего ей закона будет яо существу нарушать конституционный принцип прямого действия Конституции.
Вопросы судебной
защиты личности, как iщавильно отмечается » литературе,, всегда стояли в советский iюриод на втором, если не на последнем месте.
Гражданин был лишен возможности защититься в суде от произвола государственной власти, от произвола чиновника'1.
Лишь в
1Морсцвиоол Т.
Лучш ий способ учудш ить КоИсштуиик> // J lonoe иремх.
7.003.
„Чк51.
С.
i 3.
" Бю ллетень Верховного С уда РФ.
1996.
Afcl.
C.3-ff.
* С обранна законодательства РФ.
1997.
* Ж .
ст.
1.
" Власов А .А.
П роблемы эфф ективности к д остун н осш правосудия в России И Государе ш о и прайс.
?Ф04.
-.4 * 2 .С .
17.
182
[стр. 78]

98 ные права также существуют в рамках правоотношений, только особых, общерегулятивных, возникающих из действия норм Конституции и носящих первичный, основополагающий характер.
В том же случае, когда права и свободы нарушаются, возникают конкретные правоотношения, которые носят восстановительный характер.
В этом случае правоотношения, возникающие в результате нарушения прав и свобод, по своему характеру ничем не отличаются от правоотношений, возникающих в результате нарушения чьихлибо конкретных субъективных прав.
К сожалению, на практике чаше всего суды общей юрисдикции уклоняются от непосредственного применения Конституции.
Как отмечает судья
Конституционного Суда РФ в отставке Т.
Морщакова, общая судебная система мало ориентирована на применение конституционных норм и очень сильно ориентирована на власть .
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении
№8 от 31 октября 1995г.
«О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» указал, что суды обязаны применять непосредственно нормы Конституции РФ, когда, исходя их смысла и содержания конституционной нормы,
для ее применения вообще не требуется дополнительной законодательной регламентации.
Пленум Верховного Суда РФ указал также, что обращение с запросом в Конституционный Суд является не обязанностью, а правом в случаях, когда у него имеются сомнения или, как указано в ч.2 ст.36 Федерального Конституционного закона «О
Конституционном Суде РФ»3, возникает неопределенность по вопросу 0 соответствии Конституции РФ примененного или подлежащего применению закона при рассмотрении конкретного дела.
Если же суд
придет к убеждению, что закон противоречит Конституции, он вправе разрешить дело по существу, руководствуясь соответствующими нормами Конституции.
В про1Морщакова Т.
Лучший способ ухудшить Конституцию // Новое время.
2003.
№51.
С.13.
2БюллетеньВерховногоСудаРФ.-1996.
-№1.С.3-6.
3Собрание законодательства РФ.
-1997.
№1.
сг.1.


[стр.,79]

99 тивном случае обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд для решения вопроса о возможности прямого применения Конституции РФ вместо противоречащего ей закона будет по существу нарушать конституционный принцип прямого действия Конституции.
Вопросы судебной
зашиты личности, как правильно отмечается в литературе.
всегда стояли в советский период на втором, если не на последнем месте.
Гражданин был лишен возможности защититься в суде от произвола государственной власти, от произвола чиновника.
Лишь в
последнее время в связи с проводимой судебной реформой положение несколько изменилось.
Судебная практика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод .
Результаты социологических исследований показывают, что граждане в системе гарантий прав и свобод на первое место ставят судебную защиту (95,8%); поскольку наибольшее беспокойство у населения вызывает рост преступности, произвол чиновников и другие проблемы.
Вместе с тем реально в суд обращались лишь 12,8 процента лиц, считающих, что их права ущемлялись .
Относительно малое количество обращений в суд лиц, чьи права были нарушены, объясняется многими причинами: недостаточной развитостью судебной системы, их перегруженностью и медлительностью разбирательства дел, неисполнением решений судов во многих случаях, определенной зависимостью судей от местных органов власти, физической и мате-* риальной незащищенностью судей и т.д.
Ответ же на вопрос о доступности суда, как верно заметил нынешний руководитель аппарата Правительства РФ Д.
Козак, это, по существу, ответ на вопрос: «А есть ли суд?».
Если суд не1Власов А.А.
Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право.
2004.
№2.
С.17.
2Кашепов В.П.
Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право.
1998.
№2.
С.67.
3Михайловская Н.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н.
Права человека в массовом сознании.
М., 1995.
—С.25-35.

[Back]