Проверяемый текст
Суркова, Ольга Егоровна. Факторы формирования и реализации принципов права (Диссертация 2004)
[стр. 31]

Четвертый философское понимание права, сводящее его к принципу свободы: право определяет условия, при которых человек, связанный или наделенный общественным статусом, может действовать свободно1.
В.К.
Бабаев, В.М.
Баранов, В,Л, Толсти к и др.
указывают на три основных подхода к современному пониманию права: нормативный, философский, социологический.
В нормативном подходе право понимается как система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и реагирующих общественные отношения.
Праи» » философском подходе —ото система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.
В социологическом подходе право рассматривается как совокупность отношений, которые складываются и развиваются в самом обществе.
Государство их не создаст, а лишь открывает2.
В.В.
Гриб и Р.Л.
Ромашов, рассматривая критерии соотношения основных типов правопошшания, к числу последних относят юридический и социологический позитивизм, а также юенатуралиам (естественное право).
Рассматривая указанные типы правопонимания в контексте соотношения права и закона, авторы утверждают, что юридический позитивизм эти понятия отождествляет.
В контексте социологического подхода соотношение права и закона рассмафивастся авюрами с точки зрения соотношения правоотношений и норм позитивного права.
Наконец, естественно-правовой подход рассматривается авторами как соотношение права и закона, так и их противопоставление*.
Несмотря на наличие различных подходов к пониманию
нрава, ряд ученых настаивает на выработке единого определения понятия «право».
Например, такой точки зрения придерживается В,А.

'Четвероиц, утверждающий, что только одно из понятий права является адекватным 'См.: М и рш ш и н В .О .
С ои м есги м м ;М основны е типм понимания праве?.•''Г осударство :: г:рави.
-2 0 0 3 .
• Ка 6 .
-С .
13.
2 Бабаев В.
К., Баранов В.
М ., То:-клик В.
А.
Теория государства и ::раза в схем ах и эггредедеинях.
Учеоние пособие.
М .,.
2002.
С.
3 2 ^ 2 .
3 Гриб В .В ., Ромапю п Р.А.
К ритерии coovnoiпения основны х правопоним ания И Ю рист.
2003.
Лв Т • С.
$-9.
31
[стр. 82]

102 Глава 3 Собственно правовые факторы §1 Понятие и сущность права От понимания и сущности права в значительной мере зависят формулирование, содержание и реализация многих принципов права.
Следует согласиться с О.В.
Мартышиным, выделяющим четыре типа правопонимания.
Первый юридический позитивизм (нормативизм), понимающий право как совокупность норм, установленных или санкционированных государством.
Второй —социологический позитивизм, видящий в праве реальные отношения, имеющие юридические последствия и возникающие в различного рода общественных объединениях или создаваемые решением судебных и административных органов.
Третий —теория естественного права, согласно конторой право выводится из разума или природы общества и человека, а человеку приписываются врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от государства и предшествующие ему.
Четвертый философское понимание права, сводящее его к принципу свободы: право определяет условия, при которых человек, связанный или наделенный общественным статусом, может действовать свободно1.

Правда, надо отметить, что и в советский период в противоположность узкому, нормативистскому понятию права была создана концепция широкого понимания права, включающего в себя и правовые нормы, и правосознание, и правоотношения, и субъективные права, и др.
(В.П.
Казимирчук, Д.А.
Керимов, С.Ф.
Кечекьян, Р.З.
Лившиц, Г.В.
Мальцев, Л.С.
Мамут, Я.Ф.
Миколенко, B.C.
Нерсесянц, А.К.
Стальчевич, В.А.
Туманов, Л.С.
Явич и др.).
Несмотря на наличие различных подходов к пониманию
права, ряд ученых настаивает на выработке единого определения понятая «право».
Например, такой точки зрения придерживается В.А.

Четвернин, утверждающий, что только одно из понятий права является адекватным естественному упот1См.: Мартышин В.О.
Совместимыли основные типы понимания права? // Государство и право.
2003.
№6.
С.13.

[Back]