Проверяемый текст
Суркова, Ольга Егоровна. Факторы формирования и реализации принципов права (Диссертация 2004)
[стр. 33]

сторонником этой концепции (В.М.
Гессен, А.ГТ.
Куницын.
Б.А.
Кистяковский.
П.И.
Новгородцев, B.C.
Солоиьск, Е,Н.
Трубецкой, Б.М.
Чичерин и др.)1.
Наиболее глубоко во второй половине XLXначале XX вв.
было разработано в правовой науке позитивистское направление (М.П.
Капустин, С.В.
Пахман, П.Г.
Редкий, Г.Ф.
Шершеневич и др.).
В российских условиях того времени идеи позитивизма имели положительные черты, поскольку выражали требования правового oipanичения самодержавия, господства закона.
Позитивистское воззрение в ту эпоху оказало определенное благотворное воздействие на общественное правосознание7'.
В советский период концепция естественного права фактически отвергалась.
Так, В.А.
Туманов писал, что марксизм решительно отрицает возможность существования в одном и том же обществе двух нормативных систем
—естественной и позитивной-1 .
Лишь в последнее время в России стала возрождаться концепция естественного права и именно поэтому в современном российском праве стали восприниматься такие естественные права, ценности, как равенство граждан, право граждан на жизнь, на частную собственность, свободу передвижения, свободу мысли и т.
д.
С.С, Алексеев характеризует позитивное право как институционное образование, специфическими свойствами которого являются нормативная общеобязашюсть, всеобщность, определенность содержания, правообязывающее действие, высокая обеспеченность.1Г.II.
Маиов отмечает, что «позитивное право во всяком общество выступает прежде всего н виде системы норм, установленных или санкционированных государством»5.
Ф.М.
Раянов понимает под позитивным правом правила поведения, установленные властью и навязанные всем, живущим и творящим »
‘О дореволю ционном российском лравопонкмании — П оляков А .А .
М ож ет :hi прсви Сыть поправим? Н екоторы е асиехты дореволю ционного российского прщ ю кпннмания И П равоведение.
1997.
.Чс4; Корне» A JJ.
К «опросу о право понимании и дореволю ционной Россия Государство и право.
1998.
Ьа5: Калинин А .Ю ., Комаров С .А .
Ф орма (источник) права как категория в теории государства и права // П равоведение.
2000.
№ 6.
‘П утинский Ь.И .
П онимание ttpauu с гшииний соврем енной пцвнлисгики И П равоведение.
2007.
Jw6.
С.6.
Б олес подробно об этом Зорькин В .Д П озитивистская теория права в России.
М , 1978.
• Туманов В .
А.
Бурж уазная правовая идеология.
• М ., 1971.
С.
3434 А лексеев С.
С.
Т еория права.
М ., 1995.
С .
133.
5 М аиов Г.
Н .
Т еория права и государства.
* М ., 1995.
С.
ЗУ.
[стр. 84]

ризует позитивное право как институционное образование, специфическими свойствами которого являются нормативная общеобязательность, всеобщность, определенность содержания, правообязывающее действие, высокая обеспеченность1.
Г.Н.
Манов отмечает, что «позитивное право во всяком обществе выщупает прежде всего в виде системы норм, установленных или санкционированных государством»2.
Ф.М.
Раянов понимает под позитивным правом правила поведения, установленные властью и навязанные всем, живущим и творящим
в государствоорганизованном обществе .
Следует особо обратить внимание на такой признак позитивного права как охрана от нарушений возможностью государственного принуждения, охрана государством права от его нарушений.
В советский период зачастую право сводили к мерам принуждения и достаточно распространенным признаком считалось обеспечение соблюдения правовых норм принудительной силой государства.
Конечно, подобные формулировки в нынешних условиях звучат несколько зловеще, но, как правильно подчеркивает М.И.
Байтин, в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить их к соблюдению.
Иначе говоря, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений одна из наиболее важных особенностей права4.
А.Б.
Венгеров выделял в понятии права прежде всего три признака —нормативность, обязательность, принудительность5.
1Алексеев С.С.
Теория права.
М., 1995.
—С.133.
2Манов Г.Н.
Теория праваи государства.
М., 1995.
С.19.
3 Раянов Ф.М.
Проблемы теории государства и права (юриспруденции).
М., 2003.
С.220.
4Теория государства и права/ Подред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малысо.
М., 2000.
С.141.
3Венгеров А.Б.
Теориягосударства и права.
М., 1999.
С.317.0 понимании праванаписано достаточно много в последнее время работМальцевГ.В.
Пониманиеправа.
Подходы и проблемы.
М., 1999; Нерсесянц B.C.
Типология правопонимания // Право и политика.
2001.
-№10; Байтин М.И.
Сущностьправа.
Саратов, 2001; ЖелезноваН.Д.Правопонимание и судебная практика: теоретические проблемы взаимодействия: Автореферат дисс....
канд.
юрид.
наук.
Н.
Новгород, 2001; Попов В.И.
Правопонимание в советской юридической науке: Авторефератдисс....
канд.
юрид.
наук.
М., 2001; Лейст О.Э.
Сущность права.
Проблемы теории и философии права.
М., 2002; Всероссийская науч104

[стр.,88]

ми права (принцип равенства людей, их свобода и т.п.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики.
В советский период концепция естественного права Фактически отвергалась.
Так, В.А.
Туманов писал, что марксизм решительно отрицает возможность существования в одном и том же обществе двух нормативных систем
—естествен108 ного и позитивного праваі В последние годы стала возрождаться теория естественного права, обсуждаться проблема взаимосвязи естественного и позитивного права.
Иден и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств.
Например, в Конституции РФ предусмотрено, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2 ст.17).
Это означает, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.
Из естественных прав и свобод человека Формируется такой важнейший как принцип равенства.
Конец XVIII века ознаменовался тем, что идея равенства, развившаяся до этого момента лишь как теоретическая конструкция, находит впервые законодательное закрепление.
Так, в ст.1 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года прямо закреплено: «люди рождаются и остаются равными в правах».
Принцип равенства сформулирован в ст.19 Конституции РФ, в соответствии с которой: 1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав гра1ТумановВ.А.
Буржуазная правовая идеология.
М., 1978.
С.177-178

[Back]