гражданского общества следует искать в политической экономии»1. В основе права, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, лежит частная собственность. Для них совершенно очевиден примат материальных, экономических отношений перед правом. Вместе с тем К. Маркс подчеркивает, что существование частной собственности как основы капиталистического способа производства невозможно без права: "Лишь благодаря юридических! определениям, которые общество дает фактическому владению, последнее приобретает качество правовой» владения, частной собственности"'1. Содержание права, подчеркнуто в "Манифесте коммунистической партии", обусловлено капиталистическими производственными отношениями. "...Ваше право, говорят Маркс и 3iuv;ii»C в адрес буржуазии, есть лили» возведенная к закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"3. Из этого определения вытекает, что право в эксплуататорском обществе является продуктом определенного типа производственных отношений частнособственнических отношений и существует лишь для того, чтобы сохранить существующий порядок вещей, охраняющий интересы частного капитала. "Как и все гражданское право вообще, законы о наследовании являются не причиной, а следствием, юридическим выводом из существующей экономической организации общества, которая основана на частной собственности на средства производства... Нам надлежит бороться с причиной, а не со следствием, с экономическим базисом, а не с его юридической надстройкой"4. К. Маркс подчеркивал, что реализуются н жизни те правовые формы, которые соответствуют экономическим закономерностям; "Законы могут увековечить какое-либо средство производства, например, земля в руках известных семей. Эти законы только тогда получают экономическое значение, когда крупная собственность 1М аркс К., Э нгельс Ф . Сон. Т . 13. С. 6. 2 Там же. Т . I.C . 347. 5 М аркс К „ Энгельс Ф . Соч. 2 -е изд. Т . 4. С. 443. * Там ж е. Т . 16. С. 383. 46 |
духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру французских и английских писателей XVIII века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии" . В основе права, по мнению К. Маркса, лежит частная собственность. Для него совершенно очевиден примат материальных, экономических отношений перед правом. Вместе с тем Маркс подчеркивает, что существование частной собственности как основы капиталистического способа производства невозможно без права: "Лишь благодаря юридическим определениям, которые общество дает фактическому владению, последнее приобретает качество правового владения, частной собственности" . Содержание права, подчеркнуто в "Манифесте коммунистической партии"; обусловлено капиталистическими производственными отношениями. "...Ваше право, говорят Маркс и Энгельс в адрес буржуазии, есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса" . Из этого определения вытекает, что право в эксплуататорском обществе является продуктом определенного типа производственных отношений частнособственнических отношений и существует лишь для того, чтобы сохранить существующий порядок вещей, охраняющий интересы частного капитала. "Как и все гражданское право вообще, законы о наследовании являются не причиной, а следствием, юридическим выводом из существующей экономической организации общества, которая основана на частной собственности на средства производства... Нам надлежит бороться с причиной, а не со следствием, с экономическим базисом, а не с его юридической надстройкой" . К. Маркс подчеркивал, что реализуются в жизни те правовые формы, которые соответствуют экономическим заМаркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6. 2Там же. Т. 1. С. 347. 3Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 443. 4Там же. Т. 16. С. 383. 73 кономерностям: "Законы могут увековечить какое-либо средство производства, например, земля в руках известных семей. Эти законы только тогда получают экономическое значение, когда крупная собственность находится в гармонии с общественным производством, как, например, в Англии. Во Франции велось мелкое землевладение, несмотря на крупную земельную собственность, поэтому последняя и была разбита революцией". Ф. Энгельс также указывал на обусловленность права экономическими законами. В работе "К жилищному вопросу", критикуя Прудона, он отмечает, что, несмотря ни на какие декреты, ставка процента будет по-прежнему регулироваться экономическими законами, которым она подчинена в настоящее время . Это означает, что юридические законы, не соответствующие экономическим условиям, бессильны, что право не может быть выше экономических законов. Ф. Энгельс указывал в то же время на обратное воздействие элементов надстройки, в том числе и права, на развитие экономики: "Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но они также оказывают влияние друг на друга и на О экономический базис . Как подчеркивал В.А. Туманов, В.И. Ленин, несмотря на большое внимание к праву как орудию государственной власти, политики, оста1 вался при этом последовательным экономическим детерминистом . Хотелось бы заметить, что в советский период ученые-юристы всегда подбирали ту фразу или то полоэ!сение классиков марксизмаленинизма, которые были необходимы для подтверждения тех или иных своих выводов, обобщений. Критического подхода, надо признать, к их произведениям, постулатам не было. При анализе их положений о взаимосвязи права и экономики следует иметь в виду, что, во-первых, они писали -Ф 1Там же. Т. 12. С. 724. 2Там же. Т. 18. С. 223. 3Там же. Т. 39. С. 175. См.: Марксистско-ленинское учение о государстве и праве. С. 197. 74 |