Проверяемый текст
Суркова, Ольга Егоровна. Факторы формирования и реализации принципов права (Диссертация 2004)
[стр. 50]

социально-экономического строя общества с учетом духовнонравственных и культурных факторов общественного развития.
Иначе говоря, вместо общественной формации критерием типологии выступает категория «цивилизация».

Под цивилизациями в современной науке обычно понимаются достаточно устойчивые и предельно обобщенные социально-исторические единицы с четко фиксированными краями и границами в сфере хозяйственной, политической и духовной жизни.
Цивилизацию определяют как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей.
«Цивилизации, пишет А.
Тойнби, чьими историями на сегодня мы располагаем, суть объективные реальности, все из которых прошли стадию становления; большинство достигло также расцвета через разное время и в разной степени; некоторые испытали надлом; а немногие претерпели и процесс дезинтеграции, завершившегося окончательной гибелью»1.
Цивилизация, как замечают отдельные исследователи, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению.
Если попытаться как-нибудь определить различные значения ее определения, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию2.
Вместе с тем в литературе предпринимаются попытки сформулировать типы цивилизаций.
Так, Л.А.
Морозова выделяет локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская,
огейская и др.), особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.), всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма.
На первое место в ней выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие, его
благо3.
Но, как она 50 1Тойнби А.
Д ж .
П остижение истории.
М ., 1991.
С.85.
2 О бш ал теория государства и права.
А кадемический курс.
Том 1.
М .,
I99S.
С.
! 19.
3 М орозова JT.A.
Теория государства и нрава.
М ., 20ПЗ.
С.Зб.
[стр. 43]

63 Наряду с формационным подходом при решении вопроса о типологии государства и права широко применяется цивилизационный подход, в основе которого лежит идея соотношения государства, права и социальноэкономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
Иначе говоря, вместо общественной формации критерием типологии выступает категория «цивилизация».

Она, как замечают отдельные исследователи, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению.
Бели попытаться как-нибудь определить различные значения ее определения, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию.
Вместе с тем в литературе предпринимаются попытки сформулировать типы цивилизаций.
Так, Л.А.
Морозова выделяет локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская,
эгейская и др.), особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.), всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее I время на основе принципа глобального гуманизма.
На первое место в ней выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие, его
благо2.
Но, как она сама подчеркивает, критерии разграничения цивилизаций не отличаются четкостью, во многом не определены и науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному пути .
Некоторые авторы подменяют прежние формации новыми «цивилизациями».
Рабовладельческое государство становится античным, феодальное средневековым, буржуазное современным и т.п.
Очевидно, что такое новшество мало что дает науке .
Ф.М.
Раянов выделяет четыре типа государства: раннее государ41 •р 1Общаятеория государстваи права.
Академический курс.
Том 1.
М.,
1998, С.
119.
2МорозоваЛ.А.
Теория государстваи права.
М., 2003.
С.36.
3Там же.
С.37.
4Чистяков О.Н.
Введение в историко-правовые науки // Вестник МГУ.
Серия «Право».
• 1996.
-№4.
С.
6

[Back]