Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 216]

как "то, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума" (Л.
Фейербах).
Важнейшая общественная функция эмоциональных структур обусловлена также тем, что они представляют собой форму ценностного освоения мира, фактор внутренней детерминации отношения и поведения личности.
Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.
Вплетение общечеловеческих ценностей —
добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести — в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание профессионально-педагогической культуры.
Субъективное восприятие и присвоение преподавателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется его личностными качествами, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, его внутренний мир.
Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от активности ее педагогического сознания, так как установление ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки.
Критерием оценки является сложившийся на основе психологопедагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ.
Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте
педагогической деятельности, т.е.
обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.
Профессионально-педагогическое сознание выполняет сложную регулятивную функцию: оно структурирует вокруг личностного "ядра" все многообразие способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности.

216
[стр. 65]

Педагогические ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий.
В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.
Уровень субъективации педагогических ценностей – это степень реализации идеально-ценностного, трансформации потенциального в актуальное.
Он является показателем личностнопрофессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.
По мере изменения условий социально-педагогической деятельности, развития потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности.
К примеру, демократизация общества способствует популярности форм и методов инновационного обучения.
В истории педагогики отчетливо прослеживается эволюция теорий обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее – к проблемно-развивающей.
В разные периоды развития высшей школы по-разному оценивалась актуальность методов наглядного и абстрактного обучения, роль технических средств.
История педагогики знает и такие случаи, когда под влиянием личных или групповых интересов получали хождение ложные утверждения о педагогических фактах, явлениях, теориях (например, концепции о врожденной обусловленности развития психики ребенка, об отмирании школы как социального института, о несостоятельности педологии как науки, об отсутствии предмета социальной педагогики и психологии и др.).
Исключение таких важных проблем из числа педагогических ценностей на многие десятилетия задержало развитие педагогической науки и практики.
Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.
Вплетение общечеловеческих ценностей
добра и красоты, справедливости и долга, равенства и честив палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования.
Субъективное восприятие и присвоение преподавателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется его личностными качествами, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, его внутренний мир.
Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от активности ее педагогического сознания, так как установление ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки.
Критерием оценки является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ.
Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте


[стр.,66]

педагогической деятельности, т.е.
обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.
Профессионально-педагогическое сознание выполняет сложную] регулятивную функцию: оно структурирует вокруг личностного] «ядра» все многообразие способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности.

Многообразие видов деятельности преподавателя высшей школы стимулирует развитие его индивидуальности.
Каждый преподаватель актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми.
Индивидуализированный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения составляет его профессиональное Я.
Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности преподавателя, его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е.
внутренне мотивированного значения для субъекта того или иного действия, поступка.
Представляя собой систему наиболее общих суждений, знаний о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое сознание является в тоже время результатом исключительно индивидуального опыта, особым механизмом профессионального становления личности преподавателя.
Последнее десятилетие характеризуется активной обращенностью к проблеме ценностей в образовании.
Аксиологические приоритеты общего образования раскрыты в работах Б.
М.
Бим-Бада, М.В.Богуславского, В.З.Вульфова, Б.Т.Лихачева, Н.Д.Никандрова, 3.
И.
Равкина и др.
Ряд работ Г.
И.Чижаковой посвящен становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания, рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.
Многообразие педагогических ценностей обусловливает необходимость их классификации.
Упорядоченность педагогических ценностей позволяет представить их положение и роль в общей системе профессиональной подготовки и тем самым облегчает проектирование содержания образования.
Известны различные подходы к классификации ценностей.
В .частности, 3.
И.
Равкин предлагает классификацию образовательных ценностей как оснований развития образования и деятельности его субъектов и выделяет четыре группы ценностей – социально-политические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности.
Исследуя проблему воспитательных ценностей, Б.Т.Лихачев называет в качестве главных духовно-космические, общенациональные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные ценности.
Такой перечень воспитательных ценностей, по его мнению, может быть положен в основу программы воспитания школьников.
Принципиально иной подход к проблеме классификации образовательных ценностей предлагает Г.
И.Чижакова.
Она исходит из того, что такие ценности являются

[Back]