Она предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения. Умение воспринимать и интерпретировать реакцию студентов, анализируя поступающие по "каналу обратной связи", зрительные и слуховые сигналы, рассматривается как признак "хорошего коммуникатора”. Учитывая важность правильной организации педагогического общения, со студентами, исследователи обращают особое внимание на специальное формирование коммуникативных способностей педагога, ибо в настоящее время он не знает структуры и законов педагогического общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом [187]. Пригодность (предрасположенность), готовность и включасмость человека в педагогическую деятельность суть три стороны его субъектной характеристики. Естественно, что только полное совпадение этих трех планов соответствия индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности (т.е. сочетание пригодности, готовности и включаемости) обеспечивает наибольшую сс эффективность. Однако в реальности встречаются различные варианты сочетания этих планов соответствия при большей или меньшей выраженности каждого из них. Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура функционирует в процессе активного творческого освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы объективно существует для всех преподавателей как возможность, а как действительность она достижима лишь для тех, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации. В современной культурологии творчество рассматривается многими исследователями в качестве интегративного, системообразующего компонента 2S6 |
дальнейшем по мере обогащения опыта преподавателей «представления-образы» углубляются, обобщаются, но по-прежнему остаются нормами, с которыми соотносятся поведение и деятельность студента и преподавателя в конкретных ситуациях. Таким образом, избранное нами в качестве единицы анализ профессиональнопедагогической деятельности понятие «задачи деятельности» позволило обосновать категорию «технология педагогической деятельности» как компонент профессиональнопедагогической культуры; рассмотреть ее задачную природу, представленную бинарными группами аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционнорегулирующих задач? Хотя эти группы задач типичны для преподавателя вуза как субъекта профессиональной деятельности, все они предполагают творческое, индивидуальноличностное решение в конкретной ситуации. § 3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура функционирует( процессе активного творческого освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культур преподавателя высшей школы объективно существует для всех преподавателей как возможность, а как действительность она достижима лишь для тех, кто способен к творческому распредметчиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь процессе творческих исканий и практической реализации. В современной культурологии творчество рассматривается многими исследователями в качестве интегративного, системообрзующего компонента культуры. В педагогической науке необходим анализ соотношения таких категорий, как «педагогическая культура», «личность педагога», «педагогическое творчество». В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н. А. Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, и определил, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом, Н. А. Бердяев видел проявление гениальной природы человека. «Творчество есть огонь, – писал он, – культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание. Творческий акт, творческий огонь находится в царстве субъективности, продукт же культуры находится в царстве объективности»26 . В работе 26 Бердяев Н.А. О работе и свободе человека // Мир философии. – М., 1991.-Ч. 2.-С. 310 |