Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 291]

коллективах выступает мощным стимулирующем фактором.
Преподаватель вуза как ученый, педагог, специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует
студентам творческое отношение к профессиональной деятельности.
4.
Проявление
творческою педагогического потенциала преподавателя зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса.
5.
Преподаватель должен уметь управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и учить этому студентов; организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности.
Реакция аудитории может
стимулировать к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.
Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять, как в педагогической деятельности сочетаются алгоритмический и творческий компоненты.
Профессорско-преподавательский состав современной высшей школы, конечно же, включает не только талантливых педагогов.
При существующей системе замещения вакантных должностей не решена проблема отбора педагогически направленного преподавательского корпуса.
Трудность состоит в том, что высшие учебные заведения —
не только обучающие, но и научные учреждения, где в равной мере должны быть сосредоточены и научные, и педагогические кадры.
В связи с этим опять встает вопрос о возможности и необходимости
обучения и приобщения вуза к педагогическому творчеству.
Природа творческого педагогического труда такова, что он изначально содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности.
Педагогический труд становится творческим в
тех случаях, когда работа с алгоритмами не дает желаемых результатов.
Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное
291
[стр. 87]

менее считаем необходимым подчеркнуть, что педагогическая деятельность преподавателя вуза – это прежде всего творческий процесс.
Преподаватель высшей школы сочетает научное и педагогическое творчество.
Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогических.
Однако, как известно, схема творческой деятельности педагога в общем виде соответствует Структуре творчества, вскрытой эвристикой.
Вместе с тем в процессуальном отношении обнаруживаются существенные черты, присущие именно педагогическому творчеству.
Педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве.
Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и т.д.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому.
Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в работе педагога они Практически исключены.
Преподаватель ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, он ограничен аудиторным временем и др.
В ходе лекции, семинарского или лабораторного занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые ситуации, требующие квалифицированного решения.
Качество решения этих проблем, выбор наилучшего варианта решения тоже зависит от фактора времени.
2.
Результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке.
В сфере материальной результат деятельности сразу же может быть соотнесен с поставленной целью.
Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения будущих специалистов и оцениваются весьма частично и относительно, что существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе работы педагога.
Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть результат его профессионально-педагогической деятельности.
3.
Сотворчество преподавателя со студентами, коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности.
Атмосфера творческого поиска в педагогическом и студенческом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором.
Преподаватель вуза как ученый, педагог, специалист в определенной области знаний в ходе учебновоспитательной работы, производственной практики демонстрирует
своим студентам творческое отношение к профессиональной деятельности.
4.
Проявление
творческого педагогического потенциала преподавателя зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса.
5.
Преподаватель должен уметь управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и учить этому студентов; организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности.
Реакция аудитории может


[стр.,88]

стимулировать к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.
Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять, как в педагогической деятельности сочетаются алгоритмический и творческий компоненты.
Профессорско-преподавательский состав современной высшей школы, конечно же, включает не только талантливых педагогов.
При существующей системе замещения вакантных должностей не решена проблема отбора педагогически направленного преподавательского корпуса.
Трудность состоит в том, что высшие учебные заведения
не только обучающие, но и научные учреждения, где в равной мере должны быть сосредоточены и научные, и педагогические кадры.
В связи с этим опять встает вопрос о возможности и необходимости
)бучения и приобщения преподавателей вуза к педагогическому творчеству.
Природа творческого педагогического труда такова, что он изначально содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности.
Педагогический труд становится творческим в
тex случаях, когда работа с алгоритмами не дает желаемых результатов.
Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное
количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянной коррекции и регулирования привыч-1ых действий, что побуждает преподавателя к инновационному тилю мышления.
Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству.
Такие возможности возникают благодаря нашло закономерностей целостного педагогического процесса, осознанию целей и задач совместной деятельности, готовности и способности к самоизучению и самосовершенствованию и др.
Исследования по эвристике дают достаточно полное представление о логике творческого процесса, его основных этапах, знание которых способствует освоению технологии решения Педагогических задач.
П.
К.
Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение.
Применительно к педагогической деятельности В.
А.
Кан-Калик и Н.
Д.
Никандров выделили четыре этапа творчества: 1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; 2) разработка замысла; 3) воплощение педагогического замысла в деятельности; 4) анализ и оценка результатов творчества.
Как было показано ранее, педагогические задачи могут решаться на алгоритмическом, и на творческом уровнях.
В последнем случае процесс их решения осуществляется по выделенным выше тапам.
Проведенное нами исследование показывает, что наилучшие результаты при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических и коррекционно-регулирующих задач достигаются

[Back]