деятельности преподавателей высшей школы. В качестве обобщенной методологической основы исследования данной проблемы нами избран культурологический подход. Он позволяет рассматривать проблемы педагогического образования в общекультурном контексте, как интеграцию личности преподавателя с общей и профессионально-педагогической культурой, как активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой как "внебиологическим механизмом" передачи социальной наследственности, педагог реализует в своей практике культуротворческие функции школы, образования и педагогики. Педагогика по своей сути культуросообразна, она в разные периоды развития общества отражала и отражает соответствующий уровень культуры. В современной педагогической теории и практике очевиден отказ от упрощенного представления культурологического подхода, связанного в основном с введением в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания. Культурологический подход к исследованию проблем педагогического образования это совокупность теоретико-методологических положений и организационнопедагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности преподавателя в профессиональной деятельности. Если мы хотим исследовать педагогическую проблему с учетом требований культурологического подхода, то мы должны исходить из того, что главным, системообразующим фактором становления будущего преподавателя высшей школы является формирование профессионально-педагогической культуры. Поэтому в основу разработки содержания, технологий, организационных форм педагогического образования положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры. Сущность и содержание профессионально-педагогической культуры преподавателя не могут быть поняты вне социально-исторического и педагогического контекста его деятельности и развития педагогики. Историко-педаго389 |
Глава I. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Культурологический подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования В период существенных преобразований и переосмысления общественных, социально-педагогических процессов и явлений активизируется поиск их объективных методологических оснований. В качестве обобщенной методологической основы при исследовании проблем педагогики, психологии, социологии и других наук выступает культурологический подход. При культурологическом подходе под проблемами педагогического образования понимается овладение учителем общей и профессионально-педагогической культурой, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социальной наследственности, преподаватель реализует в своей практике культуротворческие функции образования и педагогики. Педагогика по своей сути культуросообразна, она отражает уровень культуры общества. В современной педагогической теории и практике очевиден отказ от упрощенного представления о культурологическом подходе, которое проявляется в основном во введении в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания. Культурологический подход должен рассматриваться прежде всего в контексте общефилософского понимания культуры. Педагогические факты и явления при таком подходе анализируются с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Культурологический подход к исследованию проблем педагогического образования – это совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающие творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности. Сели мы хотим исследовать педагогическое образование с учетом требований культурологического подхода, то мы должны исходить из того, что главным системообразующим фактором становления педагога является формирование профессионально-педагогической культуры. Поэтому в основу разработки содержания, кинологии, организационных форм педагогического образования должна быть положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры. Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать способности, профессиональная Я-концепция, актуализированная потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании, развитое педагогическое мышление, рефлексия, гуманистическая направленность интеллекта. Выделенные нами внутренние (личностно-творческие) и внешние (социокультурные и общепедагогические) противоречия взаимосвязаны и являются движущими силами развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Они позволяют исследовать условия функционирования и тенденции развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Контрольные вопросы и задания 1. Что предполагает культурологический подход к исследованию проблем педагогического образования? 2. Дайте характеристику основных научных направлений, исследующих культуру. 3. В каком соотношении находятся следующие понятия: «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура»? 4. Раскройте содержание основных структурных компонентов профессиональнопедагогической культуры. 5. Проанализируйте приведенное в тексте определение профессиональнопедагогической культуры. Сравните его с уже имеющимися в научно-педагогической литературе определениями. 6. Раскройте содержание основных социокультурных противоречий формирования профессионально-педагогической культуры. Приведите примеры. 7. Объясните смысл и содержание общепедагогических противоречий формирования профессионально-педагогической культуры. 8. Какова природа и механизмы разрешения личностно-творческих противоречий формирования профессионально-педагогической культуры? Литература для самостоятельной работы Антология исследований культуры. – СПб., 1997. – Т. 1. Интерпретации культуры. Асмолов А. Г. Культурно-историческая технология и конструктирование миров. – М.; Воронеж, 1996. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. – М., 1985. Бенин В. Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. – Уфа, 1997. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростовн/Дону, 1995. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1998. В связи с этим справедливо утверждение Б.Г.Ананьева о том, что «изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников – в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность». Актуальность и целесообразность биографического анализа подчеркивает и М.Г.Ярошевский6 , отмечая, что «историчны не только знания и способы их построения, какими они представлены в объективной логике науки. Сама личность ученого – историческая фигура. И не только в смысле обусловленности своей эпохой или в смысле зависимости от наличных средств познания, которые оказываются в ее распоряжении при входе в мастерскую науки. Исторична внутренняя структура личности, неотделимые свойства ее ума и характера»7 . Педагогическая культура не может быть понята вне социально-исторического контекста деятельности личности. Вот почему генетический, сравнительноисторический и культурно-исторический аспекты ее изучения должны быть дополнены биографическим анализом, направленным на выявление личностных характеристик профессионально-педагогической культуры. Профессионально-педагогическая культура как социально-педагогическое явление возникает вместе с осознанием общественной природы воспитания вследствие необходимости поиска эффективных способов передачи опыта от одного поколения к другому. Вместе с признанием социальной ценности труда преподавателя педагогическая культура функционирует как качественная, профессиональная характеристика его деятельности. С развитием высшего образования профессиональнопедагогическая культура начинает выступать объективным показателем педагогического мастерства преподавателя. Истоки формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы необходимо рассматривать с учетом опыта деятельности вузов; анализа документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс и раскрывающих права и обязанности профессорско-преподавательского состава; уровня развития психолого-педагогической науки; конкретного вклада ее лучших представителей в развитие теории и практики высшего образования. До сих пор еще нет принятой периодизации развития российской высшей школы, что, безусловно, затрудняет выявление закономерностей и особенностей ее становления и функционирования. В работах историков и педагогов, посвященных проблемам высшей школы (С.М. Василейского, А.Е.Иванова, Е.А.Князева, Г.И.Щетининой и др.), предприняты попытки описать деятельность высших учебных заведений в периоды, связанные с принятием университетских уставов. Мы тоже исходим из предположения о том, что именно факт принятия университетских уставов может быть положен в 6 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 ч. – М., 1980. – Ч. 2.-С. 125 7 Ярошевский М. Г. О трех способах интерпретации научного творчества// Научное творчество. – М., 1969. – С. 139 |