Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 48]

турного содержания.
Культурологический подход должен рассматриваться, прежде всего, в контексте общефилософского понимания культуры.
Педагогические факты и явления при таком подходе анализируются
е учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем.
Культурологический подход к исследованию проблем педагогического образования —
совокупность теоретикометодологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности преподавателя в профессиональной деятельности.
Если мы хотим исследовать педагогическое образование с учетом требований культурологического подхода, то мы должны исходить из того, чго главный системообразующий фактор становления педагога — формирование профессионально-педагогической культуры.
Поэтому в основу разработки содержания,
технологий, организационных форм педагогического образования должна быть положена концепция формирования, профессионально-педагогической культуры.
Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания,
основные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Б решении проблем формирования профессионально-педагогической культуры важно не только овладение культурно-педагогическим наследием, но и включение преподавателя как субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности.
Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания.
В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как
образен, на который должны равняться 4S
[стр. 6]

Глава I.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 1.
Культурологический подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования В период существенных преобразований и переосмысления общественных, социально-педагогических процессов и явлений активизируется поиск их объективных методологических оснований.
В качестве обобщенной методологической основы при исследовании проблем педагогики, психологии, социологии и других наук выступает культурологический подход.
При культурологическом подходе под проблемами педагогического образования понимается овладение учителем общей и профессионально-педагогической культурой, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий.
Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социальной наследственности, преподаватель реализует в своей практике культуротворческие функции образования и педагогики.
Педагогика по своей сути культуросообразна, она отражает уровень культуры общества.
В современной педагогической теории и практике очевиден отказ от упрощенного представления о культурологическом подходе, которое проявляется в основном во введении в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания.
Культурологический подход должен рассматриваться прежде всего в контексте общефилософского понимания культуры.
Педагогические факты и явления при таком подходе анализируются
с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем.
Культурологический подход к исследованию проблем педагогического образования
– это совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающие творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности.
Сели мы хотим исследовать педагогическое образование с учетом требований культурологического подхода, то мы должны исходить из того, что главным системообразующим фактором становления педагога является формирование профессионально-педагогической культуры.
Поэтому в основу разработки содержания,
кинологии, организационных форм педагогического образования должна быть положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры.
Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания,
освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать

[стр.,7]

ценности.
В решении проблем формирования профессионально-педагогической культуры важно не только овладение культурно-педагогическим наследием, но и включение преподавателя как субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности.
Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания.
В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как
образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой – отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей – связывается с характеристикой места и образа жизни человека.
В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура».
В результате был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив ее развития объясняется не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей.
В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее: 1) как совокупность материальных и духовных ценностей; 2) как специфический способ человеческой деятельности; 3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.
Это дает основание говорить о трех аспектах исследования профессиональнопедагогической культуры: аксиологическом, технологическом и личностно-творческом.
В связи с этим возникает необходимость специально обратиться к характеристике указанных аспектов.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.
Содержание его жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание и актуализацию общечеловеческих ценностей.
По мнению А.
И.
Арнольдова, Ю.
И.
Ефимова, И.И.Громова, В.А.Малахова, В.П.
Тугаринова, Н.З.Чавчавадзе и др., совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, т.
е.
в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Основные проблемы, поднимаемые представителями данного направления культурологии, касаются сущности ценностей, их роли в жизни и деятельности человека, объективных и субъективных компонентов структуры ценностей.
Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.П.Тугаринов, предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший их связующую роль между теорией и практикой.
В последующие годы

[Back]