Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 60]

стно-творческом.
В связи с этим возникает необходимость
сиециачьно обратиться к характеристике указанных аспектов.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.
Содержание его жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание и актуализацию общечеловеческих ценностей.
По мнению
Л.
И.
Арнольдова, Ю.
И.
Ефимова, И, И.
Громова, В.
А, Малахова, В.

А.
Малахова, В.
П.
Тугаринова, Н.
3.
Чаачавадзе и др., совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, т.с.

в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Основные проблемы, поднимаемые представителями данного направления культурологии, касаются сущности ценностей, их роли в жизни и деятельности человека, объективных и субъективных компонентов структуры ценностей.
Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.
П.
Тугаринов
[456], предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший их связующую роль между теорией и практикой.
В последующие годы
проблема ценностей рассматривалась в работах многих отечественных философов, культурологов, психологов, педагогов.
Отвлекаясь от несущественных различий в позициях исследователей, Т.

I-L Пороховская выделяет основные подходы к толкованию понятия "ценность” [367]: 1.
Это понятие употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность.
Ценность в этом случае рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности.
2.
Понятие "ценность" может обозначать полезность предметов и явлений
60
[стр. 7]

ценности.
В решении проблем формирования профессионально-педагогической культуры важно не только овладение культурно-педагогическим наследием, но и включение преподавателя как субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности.
Культурологический подход к исследованию педагогических проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры, рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания.
В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой – отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей – связывается с характеристикой места и образа жизни человека.
В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура».
В результате был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив ее развития объясняется не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей.
В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее: 1) как совокупность материальных и духовных ценностей; 2) как специфический способ человеческой деятельности; 3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.
Это дает основание говорить о трех аспектах исследования профессиональнопедагогической культуры: аксиологическом, технологическом и личностно-творческом.
В связи с этим возникает необходимость
специально обратиться к характеристике указанных аспектов.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.
Содержание его жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание и актуализацию общечеловеческих ценностей.
По мнению
А.
И.
Арнольдова, Ю.
И.
Ефимова, И.И.Громова, В.А.Малахова, В.П.

Тугаринова, Н.З.Чавчавадзе и др., совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, т.

е.
в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Основные проблемы, поднимаемые представителями данного направления культурологии, касаются сущности ценностей, их роли в жизни и деятельности человека, объективных и субъективных компонентов структуры ценностей.
Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В.П.Тугаринов,
предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший их связующую роль между теорией и практикой.
В последующие годы


[стр.,8]

проблема ценностей рассматривалась в работах многих отечественных философов, культурологов, психологов, педагогов.
Отвлекаясь от несущественных различий в позициях исследователей, Т.Н.Пороховская
выделяет основные подходы к толкованию понятия «ценность».
1.
Это понятие употребляется для оценки предметов и явлений, удовлетворяющих какую-либо потребность.
Ценность в этом случае рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности.
2.
Понятие «ценность» может обозначать полезность предметов и явлений
для человека.
3.
Ценность отождествляется с теми явлениями природы и общества, которые могут быть полезны людям на том или ином этапе развития общества в зависимости от их групповых либо классовых интересов.
4.
Понятие «ценность» может обозначать должное, желаемое, идеал, когда он является основой личной деятельности.
5.
Ценность отождествляется со значимостью одного явления для другого.
В таком случае любое природное или социальное явление выступает одновременно объектом и субъектом такого отношения.
Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории «ценность»: она соотносится с такими категориями, как «значимость» (Н.Ф.Добрынин), «отношение» (В.
Н.
Мясищев) и «личностный смысл» (А.
Н.Леонтьев).
В частности, С.Л.Рубинштейн, подчеркивая правомочность отнесения людей, явлений материальной и духовной действительности к разряду ценностей, писал: «Ценности производны от соотношения мира и человека (выделено мною.
– И.
И.), выражая то, что в мире значимо для человека»1 .
Познание сущности ценностей как компонента культуры помогает раскрыть значение этой категории для анализа педагогической реальности.
Выбор целей и действий по их достижению личность осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, в удовлетворении ее потребностей и интересов.
Следовательно, значимость для личности предметов, людей, знаний, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир.
Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом уровнях (А.
Г.Асмолов).
Источником личностно-смысловой активности преподавателя вуза являются специфические для его профессионально-педагогической деятельности потребности: постоянное профессиональное самосовершенствование и оказание 1 Рубинштейн С.Л.
Принципы общей психологии.
– М., 1973.
– С.
369.

[Back]