Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 67]

ются образцы культуры, а человек выступает ее субъектом.
Культура, в свою очередь, как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления.
Обозначенные положения применимы и к педагогической деятельности.
Так, любой существенный результат педагогической деятельности влияет на становление и развитие профессиональной культуры педагога.
В процессе педагогической деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры педагога, изменяются ее качественные и количественные характеристики.
Владение системой способов и приемов, составляющих технологию педагогической деятельности, является показателем сформированности педагогической культуры.
Развитие личности составляет содержание культуры.
Однако при определении уровня сформированности культуры важно учитывать не только особенности личности, но и особенности развития деятельности.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, познавая педагогическую реальность с помощью знаний, умений и навыков как индивидуально усвоенных элементов общественного опыта педагог одновременно создает новые формы и способы деятельности.
Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму.
Естественно, что толкование культуры как способа деятельности нельзя считать универсальным.
Увлеченность технологической стороной культуры отодвигает субъект культуры и процесс формирования его личности на второй план.
При этом
внимание концентрируется в основном на структурно-функциональном анализе, что существенно обедняет характеристику такого сложного феномена, как культура.
Культура как процесс творческой самореализации личности.
В культуре формируются и проявляются
и проявляются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей.
В силу этого принято выделять несколько уровней анализа культуры: всеобщий уровень —
культура общества, формации; особенный — культура социальных групп; единичный — культура 67
[стр. 12]

«Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование».
Из такого определения могут быть выведены характеристики деятельности, имеющие отношение к вопросу о связи деятельности и культуры.
Именно деятельность, по мнению В.Е.Давидовича и Ю.А.Жданова, выступает ядром теории культуры, ее основной единицей анализа3 .
Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены.
Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, чтобы убедиться в параллельном развитии культуры.
Освоение личностью культуры предполагает освоение ее способов практической деятельности и наоборот.
Анализ специфики содержания, средств и результатов деятельности и культуры приводит к признанию деятельности лишь одним из существенных атрибутов социальной реальности.
Культура же характеризует все атрибуты этой реальности, фокусирует все области материальной, духовной деятельности.
Развитие и совершенствование человеческой деятельности способствует и совершенствованию культуры; в процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры, а человек выступает ее субъектом.
Культура, в свою очередь, как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления.
Обозначенные положения применимы и к педагогической деятельности.
Так, любой существенный результат педагогической деятельности влияет на становление и развитие профессиональной культуры педагога.
В процессе педагогической деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры педагога, изменяются ее качественные и количественные характеристики.
Владение системой способов и приемов, составляющих технологию педагогической деятельности, является показателем сформированности педагогической культуры.
Развитие личности составляет содержание культуры.
Однако при определении уровня сформированности культуры важно учитывать не только особенности личности, но и особенности развития деятельности.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что познавая педагогическую реальность с помощью знаний, умений и навыков как индивидуально усвоенных элементов общественного опыта педагог одновременно создает новые формы и способы деятельности.
Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму.
Естественно, что толкование культуры как способа деятельности нельзя считать универсальным.
Увлеченность технологической стороной культуры отодвигает субъекта культуры и процесс формирования его личности на второй план.
При этом
3 В психологической литературе требования к единице анализа были впервые сформулированы Л.С.Выготским.
Под единицей он понимал такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами целого и не поддается дальнейшему делению.
(См.: Выготский Л.
С.
Психология искусства.
– М., 1987.
– С.
86).


[стр.,13]

внимание концентрируется в основном на структурно-функциональном анализе, что существенно обедняет характеристику такого сложного феномена, как культура.
Культура как процесс творческой самореализации личности.
В культуре формируются и проявляются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей.
В силу этого принято выделять несколько уровней анализа культуры: всеобщий уровень
– культура общества, формации; особенный – культура социальных групп; единичный – культура личности.
Личностный (единичный); уровень культуры зависит от культурного уровня общества, от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов.
Поэтому и функционирование культуры, есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры и этих всеобщих форм – вновь в индивидуальное богатство личности.
При этом, как справедливо отмечает Л.Н.Коган, индивидуальность не нивелируется, а, наоборот, активно развивается, проявляя свои возможности; Существуя объективно и имея относительную автономность, педагогическая культура функционирует через субъективный мир («субъективность») отдельного преподавателя, пространство которого составляют образ мира как образ педагогической реальности, образ Я-профессиональное.
В русле культурологических исследований весьма важным остается вопрос о связи индивида и культуры.
В.
С.
Библер, И.
А.
Ильяева, Л.Н.Коган, В.М.Межуев, Э.В.Соколов и др.
рассматривают культуру как изменение самого человека, его становление как творческой личности.
Обобщая подходы ученых в русле этого направления, можно констатировать две особенности: 1.
Проблема культуры – это проблема взаимодействия людей, в процессе которого происходит их формирование.
Социальное взаимодействие обеспечивает актуализацию культуры, так как вне его культура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности (Л.Н.Коган).
Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает результаты человеческого развития.
Данный подход открывает широкое поле для исследования ; проблем формирования личности, взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества, развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и др.
При этом важно отметить, что процесс творческого развития личности как процесс усвоения культуры обусловлен не усилиями отдельных интеллектуальных групп общества, а собственной общественно-преобразовательной деятельностью личности.
2.
Культура имеет личностно-творческую природу.
Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.
Творчество как важнейшая характеристика культуры стало исследоваться только в начале XX столетия.
До этого времени оно было предметом изучения самих художников, которое носило в основном феноменологический характер.
Теория творчества как таковая отсутствовала, хотя в рамках многих зарубежных и отечественных психологических течений предпринимались попытки дать объяснение этому феномену.
Общим недостатком было

[Back]