Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 69]

2.
Культура имеет личностно-творческую природу.
Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.
Творчество как важнейшая характеристика культуры стало исследоваться только в начале XX столетия.
До этого времени оно было предметом изучения самих художников, которое носило в основном феноменологический характер.
Теория творчества как таковая отсутствовала, хотя в рамках многих зарубежных и отечественных психологических
течении предпринимались попытки дать объяснение этому феномену.
Общим недостатком было
то, что изучение проблемы творчества велось без учета культурно-исторического контекста, в котором жил и творил художник.
Своеобразной попыткой анализа проблем творчества были
научнобищрафические исследования.
Однако из-за чрезмерной
описатсльности они затрудняли понимание культурно-исторической детерминации творчества.
Между тем надо отметить, что
в современных исследованиях особенностей деятельности преподавателя высшей школы биографический метод может быть использован достаточно успешно.
Например, прибегнув к этому' методу,
3.
Ф.
Всаревой удалось провести сравнительный анализ структуры педагогической деятельности, проследить сс связи с каучно-исслсдоватсльской работой преподавателей вузов.
В отечественной науке проблема творчества формировалась в недрах философско-лингвистических трудов А.
А.
Потебни, философских работ
С.
JT.
Франка, Н.
А.
Бердяева, С.
Н.
Булгакова и др.
С момента появления в свете книги П.
К.

Эпгсльмейсра "Теория творчества" (1910) и особенно в послереволюционное время выходят работы по ингеииалогии, эврикопатологии, евгенистике, физиологии творчества и т.п., для которых характерна широта охвата проблемы.
По справедливому' замечанию Я.
А.
Пономарева,
эти работы и позволили в дальнейшем развернуть самостоятельные исследования по философским, эстетическим, физиологическим, психологическим и другим аспектам творчества.
69
[стр. 13]

внимание концентрируется в основном на структурно-функциональном анализе, что существенно обедняет характеристику такого сложного феномена, как культура.
Культура как процесс творческой самореализации личности.
В культуре формируются и проявляются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей.
В силу этого принято выделять несколько уровней анализа культуры: всеобщий уровень – культура общества, формации; особенный – культура социальных групп; единичный – культура личности.
Личностный (единичный); уровень культуры зависит от культурного уровня общества, от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов.
Поэтому и функционирование культуры, есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры и этих всеобщих форм – вновь в индивидуальное богатство личности.
При этом, как справедливо отмечает Л.Н.Коган, индивидуальность не нивелируется, а, наоборот, активно развивается, проявляя свои возможности; Существуя объективно и имея относительную автономность, педагогическая культура функционирует через субъективный мир («субъективность») отдельного преподавателя, пространство которого составляют образ мира как образ педагогической реальности, образ Я-профессиональное.
В русле культурологических исследований весьма важным остается вопрос о связи индивида и культуры.
В.
С.
Библер, И.
А.
Ильяева, Л.Н.Коган, В.М.Межуев, Э.В.Соколов и др.
рассматривают культуру как изменение самого человека, его становление как творческой личности.
Обобщая подходы ученых в русле этого направления, можно констатировать две особенности: 1.
Проблема культуры – это проблема взаимодействия людей, в процессе которого происходит их формирование.
Социальное взаимодействие обеспечивает актуализацию культуры, так как вне его культура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности (Л.Н.Коган).
Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает результаты человеческого развития.
Данный подход открывает широкое поле для исследования ; проблем формирования личности, взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества, развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и др.
При этом важно отметить, что процесс творческого развития личности как процесс усвоения культуры обусловлен не усилиями отдельных интеллектуальных групп общества, а собственной общественно-преобразовательной деятельностью личности.
2.
Культура имеет личностно-творческую природу.
Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.
Творчество как важнейшая характеристика культуры стало исследоваться только в начале XX столетия.
До этого времени оно было предметом изучения самих художников, которое носило в основном феноменологический характер.
Теория творчества как таковая отсутствовала, хотя в рамках многих зарубежных и отечественных психологических
течений предпринимались попытки дать объяснение этому феномену.
Общим недостатком было


[стр.,14]

то, что изучение проблемы творчества велось без учета культурно-исторического контекста, в котором жил и творил художник.
Своеобразной попыткой анализа проблем творчества были
научнобиографические исследования.
Однако из-за чрезмерной
описательности они затрудняли понимание культурно-исторической детерминации творчества.
Между тем надо отметить, что
и современных исследованиях особенностей деятельности преподавателя высшей школы биографический метод может быть использован достаточно успешно.
Например, прибегнув к этому методу,
З.Ф.Есаревой удалось провести сравнительный анализ структуры педагогической деятельности, проследить ее связи с научно-исследовательской работой преподавателей вузов.
В отечественной науке проблема творчества формировалась в недрах философсколингвистических трудов А.
А.
Потебни, философских работ
Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и др.
С момента появления в свет книги П.
К.

Энгельмейера «Теория творчества» (1910) и особенно в послереволюционное время выходят работы по ингениалогии, эврикопатологии, евгенистике, физиологии творчества и т.п., для которых характерна широта охвата проблемы.
По справедливому замечанию Я.
А.
Пономарева,
п и работы и позволили в дальнейшем развернуть самостоятельные исследования по философским, эстетическим, физиологическим, психологическим и другим аспектам.
Этот период характеризуется тем, что разработанный Л.
С.
Выготским и М.
М.
Бахтиным семиотически-коммуникативный подход к анализу творчества позволил перевести его из индивидуально-психологического плана в план объективнокультурный.
Творческий акт и личность автора, по мнению Л.С.Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии.
В его трудах особенно ярко вы-ci умает проблема связи культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.
С середины 1950-х годов изучение проблем творчества связано в первую очередь с работами С.
Л.
Рубинштейна и А.
Н.
Леонтьева по психологии мышления.
В дальнейшем их ученики и последователи (Л.
В.
Брушлинский, Ю.
Б.
Гиппенрейтер, А.
М.
Матюшин, Я.
А.
Пономарев, О.К.Тихомиров и др.) конкретизировали и развили основные положения психологии творческого мышления.
Данные исследования позволили в более завершенном виде представить культурно-историческую концепцию творчества, имеющую принципиальное значение для определения места и роли педагогического творчества.
Творчество (педагогическое, художественное, техническое и др.) должно быть понято как функция в культурноисторическом контексте.
Исследование творчества с таких позиций ориентирует на раскрытие единства объективного и субъективного.
Результатом педагогического творчества выступает педагогическая культура.
Взаимосвязь творчества и педагогической культуры объяснятся тем, что творчество органически присуще педагогической деятельности.
Формы, способы и сферы проявления творчества в работе педагога неразрывно связаны с формированием

[Back]