Проверяемый текст
Исаев В.Ф., Профессионально-педагогическая культура преподавателя / M, 2002
[стр. 72]

проявления ес сущностных сил.
Под сущностными силами личности в философии понимаются способности, интересы, потребности, социальный опыт, мера социальной активности личности.
Приобщение человека к общественно значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации.
Положительная направленность личности как ее прогрессивный вариант определяется не только и не столько внешним воздействием, сколько внутренней потребностью.
Потребность в
самореализации — одна из ведущих потребностей личности, она — источник личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других.
Именно рассмотрение культуры как меры и способа реализации личности в творческой деятельности представляет, на наш взгляд, особенный интерес для
философско-педагогических исследований.
Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны способу ее жизнедеятельности, условиям социальнокультурной среды.
Способности к профессиональной деятельности, преломляясь через призму потребностей, интересов, ценностей личности преподавателя, выражаются в выборе тех или иных видов научно-педагогической деятельности.
Самореализация выступает одновременно целью, средством, процессом
целеосуществлепия и его результатом.
Она охватывает весь путь движения индивидуальной цели от первого помысла о ней вплоть до материального опредмечивания.
Самореализация —
не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий для полного раскрытия сил и способностей личности.
Наличие механизмов саморазвития, самосовершенствования и самореализации в значительной степени определяется развитыми профессиональным мышлением и сознанием.
Исследование самореализации личности,
сс мехаш!зма и этапов в контексте культуры дает ответ на вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в творческой деятельности.
Таким образом, обращение к культурологическому подходу как методологической основе педагогических исследований позволило нам выделить в
про72
[стр. 15]

педагогической культуры, а развитие педагогической культуры общества обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.
Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, В.
А.
Сластенин отмечает: «Культура – это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а "усвоение" ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры»4 .
Именно поэтому педагогическая действительность объективно требует от преподавателя творческого отношения ко всем сферам деятельности (научной, учебнометодической, воспитательной, общественной).
Творческая активность преподавателя есть свойство и результат высокого уровня развития его педагогической культуры, предполагающей наличие профессиональных (специальных и педагогических) знаний, осознание целей и общественной значимости деятельности, чувство ответственности за ее последствия, потребность в познании педагогической реальности и себя как профессионала.
Таким образом, существование педагогической культуры возможно лишь в соотнесенности с творческой самореализацией преподавателя.
Творческое развитие педагогической деятельности и общения предполагает наличие определенных социальных и психологических условий.
К социальным условиям мы прежде всего относим общественную потребность в педагогическом творчестве, к психологическим – способности и интеллектуальную активность педагога.
Обращение к проблеме творческих способностей преподавателя, проявляющихся в качестве и результатах его деятельности, потребовало изучения критериев творчества.
Суммируя разные точки зрения (Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, И.
Н.
Семенов), мы выделили четыре основных критерия творчества: 1) факт создания нового продукта (предмета, знания и др.), имеющего определенную профессиональную значимость; 2) процессуальный критерий (критерий смены доминирующих уровней решения задач); 3) наличие рефлексивно-личностной регуляции мышления; 4) интеллектуальная активность.
Проблема творчества поднимает проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил.
Под сущностными силами личности в философии понимаются способности, интересы, потребности, социальный опыт, мера социальной активности личности.
Приобщение человека к общественно значимой деятельности создает реальные возможности для его творческой самореализации.
Положительная направленность личности как ее прогрессивный вариант определяется не только и не столько внешним воздействием, сколько внутренней потребностью.
Потребность в
4 В.А.Сластенин.
– М., 2000.
– С.
329-330.


[стр.,16]

самореализации – одна из ведущих потребностей личности, она является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других.
Именно рассмотрение культуры как меры и способа реализации личности в творческой деятельности представляет, на наш взгляд, особенный интерес для
психолого-педагогических исследований.
Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны способу ее жизнедеятельности, условиям социально-культурной среды.
Способности к профессиональной деятельности, преломляясь через призму потребностей, интересов, ценностей личности преподавателя, выражаются в выборе тех или иных видов научно-педагогической деятельности.
Самореализация выступает одновременно целью, средством, процессом
целеосуществления и его результатом.
Она охватывает весь путь движения индивидуальной цели от первого помысла о ней вплоть до материального опредмечивания.
Самореализация
– это не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий для полного раскрытия сил и способностей личности.
Наличие механизмов саморазвития, самосовершенствования и самореализации в значительной степени определяется развитыми профессиональным мышлением и сознанием.
Исследование самореализации личности,
ее механизма и этапов в контексте культуры дает ответ на вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в творческой деятельности.
Этот и другие аспекты культурологического подхода будут нами рассмотрены в следующих главах.
Таким образом, обращение к культурологическому подходу как методологической основе педагогических исследований позволило нам выделить в
профессиональнопедагогической культуре преподавателя высшей школы три основных компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
§ 2.
Онтологические характеристики профессионально-педагогической культуры В последние годы в изучении культуры как социального феномена проявляются две тенденции.
Смысл первой тенденции состоит в исследовании отдельных сторон, направлений культуры (культура материальная и духовная, культура личности и культура деятельности, культура общения и культура поведения, культура нравственная и культура эстетическая и др.).
Вторая тенденция выражается в стремлении интегрировать различные стороны культуры, представить ее единым, целостным образованием.
Исследование онтологических (сущностных) характеристик профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза предполагает сочетание двух указанных тенденций.
Для любого исследования прежде всего важна система исходных параметров, критериев, оценок.
Культуру и механизм ее функционирования можно рассматривать на четырех уровнях.
На первом уровне культура выступает как диалектическое единство

[Back]