поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Такими ценностями могут быть понятия добра и зла, а связанные с ними взгляды, убеждения людей ценностными идеями [67]. Аксиология (от греческого «ценность»), возникшая в XIX веке как фундаментальная философская дисциплина, исследует категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации в целом% [245]. В результате изучения подходов к пониманию сущности «ценностей» нами был сделан вывод о том, что философия определяет ценности как: специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений (Н.Н. Бояринцева, С.Н. Митин, П.И. Третьяков [244]); суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также —идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала (Философский словарь [238]). Л.М. Архангельский, подчеркивая фактор социального детерминизма в процессе формирования ценностей, определяет ценности не как сами 20 |
Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» [103, 659]. Категория «ценности» принадлежит аксиологии, возникшей во второй половине XIX века. В новой философской энциклопедии мы находим следующее определение «аксиологии»: «аксиология (от греческого ценность + учение) — фундаментальная философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 году французским философом П. Лапи и вскоре вытеснил своего «конкурента» термин «тимология» (от греч. —цена), введенный в том же году И. Крейбигом, а в 1904 году был уже представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин» [100, 62]. В Большой современной педагогической энциклопедии термин «аксиология» представлен широким рядом определений: «аксиология — 1) философское учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует в частности смысл человеческой жизни. 2) педагогическое новое понятие, заимствованное из философии, учение о природе человеческих ценностей, о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности. 3) лингвистический раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов» [103, 16]. В учебном пособии «Введение в педагогическую аксиологию» В.А. Сластёнина дается следующее определение понятия «педагогическая аксиология»: «педагогическая аксиология — область педагогического 23 знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования» [130, 99]. Понятие ценности рассматривается с философских позиций (Н.З. Чавчавадзе, Л.М. Архангельский, Д.А. Леонтьев и др.). Философский энциклопедический словарь (1989 г.) определяет понятие ценности следующим образом: «ценность — термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т. е. оценивания в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в обобщенном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений, выступая ориентирами деятельности человека».) [141, 732]. Н.З. Чавчавадзе понимает ценности через творимую человеком культуру, формирующуюся и воплощённую в ценности. Автор упоминает, что «в ценностях мы видим цели и средства культуротворческой деятельности человека, а в культуре —преобразование человеком себя и своего мира сообразно определенным ценностям» [147, 63]. Л.М. Архангельский, подчеркивая фактор социального детерминизма в процессе формирования ценностей, определяет ценности не как сами объекты и не их свойства, как и не сами потребности, а результат их 24 |