могут выступать в качестве самодовлеющих ценностей, которые в значительной степени влияют на структуру личности. В свою очередь, Я.Л. Коломинский акцентирует внимание на двоякой роли эмоций: «характеристики одной и той же эмоции в функции оценки могут быть диаметрально противоположными: отрицательные эмоции* оценки нередко входят в состав положительных эмоций-ценностей, не отталкивающих субъекта от генерирующей их деятельности, а напротив, привлекающих к ней» [113]. Работая над определением содержания понятия «ценность», М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). К первым он относит активную жизнь, мудрость, здоровье, интересную работу, красоту природы и искусства, любовь, материально обеспеченную жизнь, наличие друзей, сохранение мира между народами, общественное признание, познание, равенство. В качестве инструментальных ценностей рассматривает аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, независимость, непримиримость к недостаткам, исполнительность, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость. В педагогической литературе понятие «ценность» также неоднократно актуализируется и рассматривается в различных контекстах (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, H.A. Асташова, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.), а именно: рефлексивном: В.Г. Алексеева уточняет понятие ценность, отмечая, что «ее объективность заключается не в независимости от сознания и воли людей, а в адекватности образа объекту отражения. Оценка в принципе невозможна без акта отражения, ибо составляет один из его компонентов» [2]. Исходя из вышесказанного, В.Г. Алексеева приводит следующее определение ценности: «ценность есть объект, отраженный, осмысленный и |
объективного взаимодействия, осознание отношений субъекта к объектам удовлетворения потребностей [9, 89]. Д.А. Леонтьев, занимаясь многомерной реконструкцией понятия ценности, анализирует три основные формы её существования: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности. Отправной точкой данного исследования служит междисциплинарный подход к рассматриваемой проблеме. Идеал, по его мнению, «исходная, первичная, основная форма существования ценностей — в виде общественных идеалов, т. е. выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни» [84, 22]. Д.А. Леонтьев подчеркивает тот факт, что целенаправленность и ориентированность человеческого поведения зависит от личностных ценностей индивидов; лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению. В психологии понятие «ценности» рассматривается целым рядом ученых, которые прослеживали связь ценности с процессом оценивания, эмоциями, значимостью. (Б.И. Додонов, Я.Л. Коломенский, М. Рокич, С.С. Бубнова, В.М. Бызова и др.). Б.И. Додонов вводит термины «фактических» и «признаваемых» ценностей. «В «ранг» признаваемых ценностей предмет или явление «возводится» оценкой со стороны того или иного лица, класса или всего человечества» [53, 8]. Б.И. Додонов также подчеркивает, что эмоции могут выступать в качестве самодовлеющих ценностей, которые в значительной степени влияют на структуру личности. Я.Л. Коломенский акцентирует внимание на двоякой роли эмоции: «характеристики одной и той же эмоции в функции оценки могут быть диаметрально противоположными: отрицательные эмоции-оценки нередко входят в состав положительных эмоций-ценностей, не отталкивающих субъекта от генерирующей их деятельности, а напротив, привлекающих к ней» 25 [76, 169]. М. Рокич разработал методику, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) —убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. инструментальные (ценности-средства) —убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. С.С. Бубнова на основе вышеупомянутой методики построила «трехуровневую модель ценностных ориентации, которая включает ценности-идеалы, ценности-свойства личности и ценностные способы поведения личности» [19, 38]. Понятие «ценность» неоднократно актуализируется в педагогике (В.П. Тугаринов, В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, Н.Б. Крылова, М.С. Каган, К.А. Абульханова-Славская, H.A. Асташова, В.А. Сластёнин, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.). В.П. Тугаринов определяет ценность следующим образом, «ценность есть то, что мы оцениваем, предмет оценки. Оценка же есть умственный акт, являющийся результатом нашего оценочного отношения к предмету». В.Г. Алексеева уточняет понятие ценность, отмечая, что «ее объективность заключается не в независимости от сознания и воли людей, а в адекватности образа объекту отражения. Оценка в принципе невозможна без акта отражения, ибо составляет один из его компонентов» [3, 61]. Исходя из вышесказанного, В.Г. Алексеева приводит следующее определение ценности: «ценность есть объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов, целей, интересов и потребностей» [3, 62]. С.Ф. Анисимов делает вывод, что «ценностью является все, что, вступая в отношения с человеком, имеет положительное (полезное) значение, т. е. содействует прогрессивному развитию человеческого общества и совершенствованию личности» [6, 17-18]. 26 |