исследованиях авторы опираются на выявление сходства и различия ценностных ориентаций, на поиск способов их дифференциации. В своем исследовании В.Л. Тугаринов приводит трехуровневую классификацию ценностей: материальные ценности; социально-политические ценности; духовные [239]. Развивая приведенную классификацию, С.Ф. Анисимов расширяет ее и выделяет: высшие ценности человечество и человек; материальные ценности природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства; социально-политические ценности различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство); ценности духовной жизни и культуры научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления и нормы, идеи и идеалы, призванные удовлетворить потребности людей [7;8]. В ходе изучения проблематики ценностных ориентаций нами также были обнаружены существующие типологии, организованные на основе: нравственно-культурной доминанты (Н.Б. Крылова); «ценности-добродетели» (альтруизм, терпимость, эмпатия); «ценности жизнедеятельности» (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка) [124]. Руководствуясь системным подходом, Л.П. Тихонова, анализируя социальную регуляцию через систему ценностей, приводит их упорядоченную классификацию. Ею выделены: 29 |
значимостью при взаимодействии с человеком. Второй подход сводится к признанию идеальной природы ценностей и способов их существования. Третий подход объединяет предыдущие два и рассматривает ценности не просто в качестве идеальных образцов поведения или исключительно в качестве значимых предметов окружающей действительности, а как взаимодействие объекта и субъекта, что и позволяет перейти ценностям в личностно значимые ценностные ориентации. Аксиосфера чрезвычайно разнообразна и многопланова, т.к. включает в себя ценности образования, общества, групп людей и отдельных личностей. В результате чего проблема классификации ценностей звучит особенно актуально в современной педагогике. Проблемой классификации ценностей занимаются многие ученые (В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, Ю.Г. Вешнинский, Н.Б. Крылова, С.С. Бубнова, Л.П. Тихонова, А.П. Вардомацкий и др.). B.П. Тугаринов приводит трехуровневую классификацию ценностей: материальные ценности; социально-политические ценности; духовные. C.Ф. Анисимов в определенной степени перерабатывает и расширяет классификацию, данную В. П. Тугароновым, а именно, он более подробно изучает некоторые категории, посредством их детализации, в частности: человечество и человек высшие ценности; природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства — ценности материальной жизни; различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство) —ценности социальной жизни; 32 научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления и нормы, идеи и идеалы, призванные удовлетворить потребности людей —ценности духовной жизни и культуры [6, 17-18]. Н.Б. Крылова приводит классификацию ценностей, основанную на становлении нравственной культуры личности: «ценности-добродетели» (альтруизм, другодоменантность, терпимость, эмпатия); «ценности жизнедеятельности» (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка) [78, 39]. Л.П. Тихонова, анализируя социальную регуляцию через систему ценностей, приводит их упорядоченную классификацию: витальные ценности: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, покой, бодрость, сила, выносливость, качество жизни, практичность, потребление, комфорт; социальные ценности: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство, социальное равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее; политические ценности: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, положительное правительство, порядок, конституция, гражданский мир; моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к страшим, любовь к детям; религиозные ценности: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное писание, церковь, мечеть; эстетические ценности: красота, идеал, стиль, гармония, следование традиции и новизна, культурная самобытность, подражание престижной заимствованной моде. 33 |