деятельность учащихся в общем виде представляет собой процесс, направленный на познание окружающего мира. Однако необходимо отметить, что любой вид деятельности молодого человека включает в себя элемент познавательной деятельности. Рассматривая проблему формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи, можно констатировать, что познавательная деятельность представляется как специфическая активность лцчности, направленная на познание общекультурных ценностей, действующих в обществе. Исходя из вышесказанного, логично было бы предположить, что теоретико-методологическими основаниями организации процесса формирования ценностных ориентации студентов вуза являются: основные положения аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического подходов и ключевые идеи гуманизации образования. Актуализации аксиологического подхода и выявлению его гуманистического смысла в образовании, взаимосвязи с культурой и индивидуально-личностным развитием человека на современном этапе развития общества уделяется значительное внимание целым рядом ученых (Е.В. Бондаревская, А.М. Булынин, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Н.С. Розов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, и др.) [37;43;163;194;199;222;255]. По мнению Н.С. Розова, взаимодействие аксиологии и образования оперирует исторически определенными ориентирами в рамках установления ценностных систем в общественном сознании [199]. Сообразно с этим % положением, под аксиологическим следует понимать системно-ценностный 38 подход, основанный на «традиционных» и «новых» системах ценностей образования, который является главным пунктом соотношения новых подходов подготовки специалиста. |
1.2. Методологические подходы к формированию ценностных ориентаций будущих специалистов технического вуза при изучении иностранного языка Для определения дальнейшей логики исследования необходимо выявить методологические подходы к процессу формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов технического вуза. В.А. Сластёнин определяет методологию как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности [130, 93]. В нашем исследовании мы исходим из того, что методологическими подходами к процессу формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза являются: основные положения аксиологического, личностно ориентированного, культурологического подходов и ключевые идеи гуманизации образования. В Большой педагогической энциклопедии мы находим следующее определение ценностного подхода (аксиологического): «ценностный подход ориентация на определённый набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а именно: человек (абсолютная ценность), семья, труд, знание, культура, отечество, земля, мир» [122, 38]. Актуализации аксиологического подхода и выявлению его гуманистического смысла в образовании, взаимосвязи с культурой и индивидуально-личностным развитием человека на современном этапе 42 развития общества уделяется значительное внимание целым рядом ученых (В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, З.И. Равкин, Н.С. Розов, И.Ф. Исаев, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, А. Булынин и др.)* По мнению Н.С. Розова взаимодействие аксиологии и образования оперирует исторически определенными ориентирами в рамках установления ценностных систем в общественном сознании. Сообразно с этим положением под аксиологическим следует понимать системно-ценностный подход, основанный на «традиционных» и «новых» системах ценностей образования, который является главным пунктом соотношения новых подходов подготовки специалиста [114, 154]. В.А. Сластёнин и Е.Н. Шиянов сформулировали аксиологический подход как методологическое основание исследования проблем педагогического образования. Смысл этого подхода раскрывается через систему принципов: равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированному человекознанию, поскольку человек рассматривается в нем как высшая ценность и самоцель социального развития. В основе аксиологического подхода лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, значимости субъектности, т.е. личностного начала в человеке, и образовании как одного из его средств развития. 43 |