Проверяемый текст
Храмова, Евгения Борисовна. Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе (Диссертация 2008)
[стр. 38]

Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированному человекознанию, поскольку человек рассматривается в нем как высшая ценность и самоцель социального развития.
В основе аксиологического подхода лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, значимости субъектности, т.е.
личностного начала в человеке, и образовании как одного из его средств развития.

В рамках аксиологического подхода Е.В.
Бондаревская приходит к переосмыслению ценностных оснований и приводит следующее определение ценности: «ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и % воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения»
[37].
Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, понимаемых как образцы культурной, достойной жизни человека и общества.
Согласно аксиологическому подходу, выбор ценностей является исходным моментом концептуализации воспитательных систем и педагогических
теорий, что в результате предполагает субъекгивацию объективных ценностей человеческого сообщества, т.е.
превращение их в личностные смыслы.
% Результатом применения аксиологического подхода в образовании, по мнению Е.В.
Бондаревской, является формирование человека культуры свободной личности, способной к самоопределению в мире культуры.
С педагогической точки зрения, это означает воспитание у
обучающихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентации в мире духовных 39
[стр. 43]

развития общества уделяется значительное внимание целым рядом ученых (В.А.
Сластёнин, Е.Н.
Шиянов, З.И.
Равкин, Н.С.
Розов, И.Ф.
Исаев, Е.В.
Бондаревская, Н.Д.
Никандров, А.
Булынин и др.)* По мнению Н.С.
Розова взаимодействие аксиологии и образования оперирует исторически определенными ориентирами в рамках установления ценностных систем в общественном сознании.
Сообразно с этим положением под аксиологическим следует понимать системно-ценностный подход, основанный на «традиционных» и «новых» системах ценностей образования, который является главным пунктом соотношения новых подходов подготовки специалиста [114, 154].
В.А.
Сластёнин и Е.Н.
Шиянов сформулировали аксиологический подход как методологическое основание исследования проблем педагогического образования.
Смысл этого подхода раскрывается через систему принципов: равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированному человекознанию, поскольку человек рассматривается в нем как высшая ценность и самоцель социального развития.
В основе аксиологического подхода лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, значимости субъектности, т.е.
личностного начала в человеке, и образовании как одного из его средств развития.

43

[стр.,44]

Гуманистическая ценностная ориентация в этой связи это та «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей [63, 46-47].
В рамках аксиологического подхода Е.В.
Бондаревская приходит к переосмыслению ценностных оснований и приводит следующее определение ценности: «ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения»
[23, 29].
Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, понимаемых как образцы культурной, достойной жизни человека и общества.
Согласно аксиологическому подходу, выбор ценностей является исходным моментом концептуализации воспитательных систем и педагогических
теории, что в результате предполагает субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, т.е.
превращение их в личностные смыслы.
Результатом применения аксиологического подхода в образовании, по мнению Е.В.
Бондаревской, является формирование человека культуры — свободной личности способной к самоопределению в мире культуры.
С педагогической точки зрения это означает воспитание у
учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждении, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.
44 г

[Back]