Проверяемый текст
Чернецова, Надежда Сергеевна; Экономическая природа и эволюция системы экономических интересов (Диссертация 2003)
[стр. 19]

19 свою убежденность в том, что их интересы не только не совпадают с интересами их работодателей, но и противоречат им»17.
Вместе с тем постановка указанных проблем еще не была развитием самостоятельной теории интересов, раскрытием их сущности, структуры и форм проявления.
Противоречие состояло в том, что для анализа процесса становления
интересов необходимо было понять эволюцию самого человека, общества в целом.
Ученью того периода не могли решить указанные проблемы, так как они анализировали готовые, социально-экономические формы, которые в процессе развития успели приобрести прочность естественных форм общественной жизни прежде, чем исследователи сделали первую попытку дать себе отчет об истинном их содержании.
Огромную роль для преодоления этой ограниченности сыграли идеи Гегеля, который в рамках социальной философии дал свою интерпретацию интересов и предложил собственную методологию их анализа.
Для Гегеля характерен
полиаспектный подход к анализу интересов.
В «Философии права» он исследует потребности и интересы как элементы гражданского общества, составляющие суть этого общества в тесной связи с производством, трудом и его разделением между людьми, с
оощественными учреждениями и институтами, в целом, с деятельностью индивидов.
Гегель особо подчеркивал мысль о том, что происходящее с отдельным человеком, особенности, ему присущие, нельзя понять, не изучая общественных процессов в целом, не исследуя связей между людьми, которые не являются для них чем-то внешним и неизменным.
Здесь скрывается главный принцип гегелевского анализа интересов: то, чем человек может располагать в реальной жизни, — это результат общественного бытия, на базе которого формируются и развиваются многообразные потребности и средства их достижения.
Дифференциация потребностей и способов их удовлетворения проявляется через взаимные отношения индивидов друг к
Дж.
Основы политической
[стр. 37]

I 37 богатству» отвращение к труду и желание безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями, а также мотивы продолжения рода, привычки и обычаи.
Он считает, что в реальной жизни очень часто обычаи и привычки оказываются сильнее, и «люди довольствуются меньшими денежными барьпнами, не столь дорожа ими по сравнению со своим покоем или своими удовольствиями».
1 Таким образом, у Милля интуитивно возникает версия об определенной совокупности экономических интересов.
«Вероятно, ни об одном человеческом действии нельзя сказать, что, совершая его, человек не испытывает прямое или косвенное воздействие других импульсов помимо стремления к богатству».2 Однако исследователь абстрагируется от них, чтобы облегчить процесс анализа.
Эта мысль весьма принципиальна в плане выяснения содержания экономического интереса, выявления реальных форм его проявления, в том числе альтернативных «денежным барышам».
Дж.
С.
Милль в качестве факторов, влияющих на формирование интересов, называет частную собственность, социальное партнерство, распределение доходов, организацию труда.
Он отмечает, что крестьяне собственники и ремесленники трудятся энергичнее рабочего, «вовсе не имеющего личной заинтересованности в деле».
По его мнению, необходимо совершенствование института частной собственности и «предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею звыгодах».
Развитие частной собственности является одним из важнейших и необходимых направлений согласования интересов.
В противном случае «рано или поздно для класса работодателей окажется невозможным жить в тесном и постоянном контакте с людьми, чьи интересы и чувства враждебны по отношению к ним», «...трудящиеся классы..
.неизменно проявляют свою убежденность в том, что их интересы не только не совпадают с интересами их работодателей, но и противоречат им».4 Вместе с тем постановка указанных проблем еще не была развитием самостоятельной теории интересов, раскрытием их сущности, структуры и форм проявления.
Противоречие состояло в том, что для анализа процесса становления
1Милль Дж.
Основы политической экономии.
М., 1980.
Т.1.
С.
401.
2 Цит.по: Автономов В.Модель человека в экономической науке.
СПб: Экономическая школа, 1998.
С.
71 3 Милль Дж.
Основы политической экономии.
М., 1980.
Т.1.
С.
349.
4 Там же.
Т.
3.
С.
97, 89.


[стр.,38]

I 38 интересов необходимо было понять эволюцию самого человека, общества в целом.
Ученые того периода не могли решить указанные проблемы, так как они анализировали готовые, социально-экономические формы, которые в процессе развития успели приобрести прочность естественных форм общественной жизни прежде, чем исследователи сделали первую попытку дать себе отчет об истинном их содержании.
Огромную роль для преодоления этой ограниченности сыграли идеи Гегеля, который в рамках социальной философии дал свою интерпретацию интересов и предложил собственную методологию их анализа.
Для Гегеля характерен
полиаспекгный подход к анализу интересов.
В «Философии права» он исследует потребности и интересы как элементы гражданского общества, составляющие суть этого общества в тесной связи с производством, трудом и его разделением между людьми, с
общественными учреждениями и институтами, в целом, с деятельностью индивидов.
Гегель особо подчеркивал мысль о том, что происходящее с отдельным человеком, особенности, ему присущие, нельзя понять, не изучая общественных процессов в целом, не исследуя связей между людьми, которые не являются для них чем-то внешним и неизменным.
Здесь скрывается главный принцип гегелевского анализа интересов: то, чем человек может располагать в реальной жизни это результат общественного бытия, на базе которого формируются и развиваются многообразные потребности и средства их достижения.
Дифференциация потребностей и способов их удовлетворения проявляется через взаимные отношения индивидов друг к
другу, что способствует их превращению в общественные потребности, средства и способы их удовлетворения общественные средства и способы? Внедрив диалектический принцип и метод сочетания исторического и логического, Гегель заложил основы анализа дифференциации интересов, рассматривая личность как единство индивидуального и общественного.
Каждый человек как единичный субъект рассматривается окружающими со стороны ближайшего изолированного интереса, который представлен в его поступках, желаниях и действиях.
Гегель полагает, что потребности и порождающие их интересы определяются степенью развития 1 Гегель.
Соч.
М., 1959.
Т.
4.
С.
266-267.

[Back]