Проверяемый текст
Чернецова, Надежда Сергеевна; Экономическая природа и эволюция системы экономических интересов (Диссертация 2003)
[стр. 22]

22 Имплицитная методология экономической теории К.
Маркса выстроена на принципах материалистического подхода к общественным явлениям, методологического коллективизма и
функционализма21.
Каждый элемент экономической системы в рамках марксистской теории (товар, деньги, капитал, рабочая сила, пролетариат, капиталист и др.) выполняет свою функциональную роль в сложившейся социально-экономической системе.
Главный вклад этого течения в развитие методологии исследования экономического интереса историзм на диалектической основе как методологическая установка на выявление внутренних
противоречий изучаемого социально-экономического объекта, позволяющих обнаружить источник его движения, стимулы внутренней динамики.
Основной посыл эксплицитной методологии исследования экономических интересов марксизма принципы объективного характера всех экономических процессов и явлений и их всеобщей детерминированности.
По Марксу, сущность всякого явления, а также любое его изменение имеют свои причины, они предопределены существующими условиями общественной жизни и степенью их динамичности.
К.
Маркс исходил из того, что объяснение интересам субъектов, их структуре следует искать не в них самих, а в способе материального производства, в формах собственности, в господствующих экономических отношениях.
Реализуя свои интересы, люди преследуют собственные, сознательно поставленные цели, но
идеальные побудительные силы, осознанные цели индивида не являются последними причинами событий ни в истории, ни в формировании интересов.
«Его (интереса —
авт.) содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов», указывал К.
Маркс22.

Опираясь на данный подход, Маркс уже в «Тезисах о Фейербахе» критиковал утилитаристское сведение интереса к материальной пользе,
21 Агг А.
Мир человека как агента производства.
М., 1984; Левада Ю.А.
Проблемы экономической антропологии у К.
Маркса // Экономика и общество.
М., 1983.

22 Маркс К.
и Энгельс Ф.
Соч., 2 изд.
Т.
46.
Ч.
1.
С.
99.
[стр. 40]

40 человек не только нечто единичное, он воплощает в себе социальное.
Индивид в ходе жизнедеятельности ставит и реализует цели, руководствуясь собственными интересами, но сама цель и результаты ее реализации не всегда совпадают.
Человек в своей деятельности выходит далеко за рамки непосредственных целей и осознанных интересов, он производит и воспроизводит общественные отношения, сложившиеся исторически и уже воплощенные предшествующими поколениями в способах деятельности, в предметном мире, которым пользуется человек в системе общественных учреждении, институтов и норм.
Марксистское направление развивает взгляд предшественников по научному направлению на экономическую реальность как «мир общественного богатства», функционирующего на основе классовых отношений.
Имплицитная методология экономической теории К.Маркса выстроена на принципах материалистического подхода к общественным явлениям, методологического коллективизма и
функционализма.1 Каждый элемент экономической системы в рамках марксистской теории (товар, деньги, капитал, рабочая сила, пролетариат, капиталист и др.) выполняет свою функциональную роль в сложившейся социально-экономической системе.
Главный вклад этого течения в развитие методологии исследования экономического интереса историзм на диалектической основе как методологическая установка на выявление внутренних
противоречии изучаемого социальноэкономического объекта, позволяющих обнаружить источник его движения, стимулы внутренней динамики.
Основной посыл эксплицитной методологии исследования экономических интересов марксизма принципы объективного характера всех экономических процессов и явлений и их всеобщей детерминированности.
По Марксу, сущность всякого явления, а также любое его изменение имеют свои причины, они предопределены существующими условиями общественной жизни и степенью их динамичности.
К.
Маркс исходил из того, что объяснение интересам субъектов, их структуре следует искать не в них самих, а в способе материального производства, в формах собственности, в господствующих экономических отношениях.
Реализуя свои интересы, люди преследуют собственные, сознательно поставленные цели, но
1 Агг А.
Мир человека как агента производства.
М., 1984; Левада Ю.А.
Проблемы экономической антропологии у К, Маркса // Экономика и общество.
М., 1983


[стр.,41]

u РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ■БИБЛИОТЕКА идеальные побудительные силы, осознанные цели индивида не являются последними причинами событий ни в истории, ни в формировании интересов.
«Его (интереса
Ч.) содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов», указывал К.
Маркс.

1 Опираясь на данный подход, Маркс уже в «Тезисах о Фейербахе» критиковал утилитаристское сведение интереса к материальной пользе, выгоде мнению марксистов, интересы предопределяют характер человеческих действий, поступков, но конкретное содержание интересов не сводится к простому расчету, своекорыстию.
Сама природа своекорыстия, его психология рассматриваются марксизмом с учетом сущности человека как совокупности общественных отношений.
Марксисты «не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой...
как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов».2 Самоутверждение у Маркса означает реализацию экономических интересов, направленных на сохранение или повышение статуса экономического субъекта.
Марксизм исследует проблему существования и развития конкретно-исторических форм интересов общества.
Признавая наличие эгоистических побуждений: стремления к самосохранению, богатству, власти, удовольствию, данное направление экономической мысли отрицает их как «вечные» категории, поскольку в такой ипостаси они ничего не могут объяснить в общественной жизни.
Реально они всегда имеют вполне определенное, конкретно-историческое содержание, обусловленное как закономерностями данной общественно-экономической формации, так и своеобразием исторической обстановки.
В этой связи в каждой ситуации и в каждый временной период необходимо раскрывать конкретно-историческое содержание интересов.
Заслуживают внимания выводы Маркса по поводу взаимосвязей общественных и частных интересов: «...
частный интерес уже сам есть общественно определенный 1 Маркс К.
и Энгельс Ф.
Соч., 2 изд.
Т.
46.
Ч.
1.
С.
99.

2 Маркс К.
и Энгельс Ф.
Соч., 2 изд.Т.
3.
С.
236.

[Back]