23 выгоде. По мнению марксистов, интересы предопределяют характер челопоступков не сводится к простому расчету, своекорыстию. Сама природа своекорыстия, его психология рассматриваются марксизмом с учетом сущности человека как совокупности общественных отношений. Марксисты «не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой... как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» 23 Самоутверждение у Маркса означает реализацию экономических интересов, направленных на сохранение или повышение статуса экономического субъекта. Марксизм исследует проблему существования и развития конкретноисторических форм интересов общества. Признавая наличие эгоистических побуждений: стремления к самосохранению, богатству, власти, удовольствию, данное направление экономической мысли отрицает их как «вечные» категории, поскольку в такой ипостаси они ничего не могут объяснить в общественной жизни. Реально они всегда имеют вполне определенное, конкретно-историческое содержание, обусловленное как закономерностями данной общественно-экономической формации, так и своеобразием исторической обстановки. В этой связи в каждой ситуации и в каждый временной период необходимо раскрывать конкретно-историческое содержание интересов. Заслуживают внимания выводы Маркса по поводу взаимосвязей общественных и частных интересов: «... частный интерес уже сам есть общественно определенный интерес и может быть достигнут лишь при усло23 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 3. С. 236. |
u РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ■БИБЛИОТЕКА идеальные побудительные силы, осознанные цели индивида не являются последними причинами событий ни в истории, ни в формировании интересов. «Его (интереса Ч.) содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов», указывал К. Маркс. 1 Опираясь на данный подход, Маркс уже в «Тезисах о Фейербахе» критиковал утилитаристское сведение интереса к материальной пользе, выгоде мнению марксистов, интересы предопределяют характер человеческих действий, поступков, но конкретное содержание интересов не сводится к простому расчету, своекорыстию. Сама природа своекорыстия, его психология рассматриваются марксизмом с учетом сущности человека как совокупности общественных отношений. Марксисты «не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой... как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов».2 Самоутверждение у Маркса означает реализацию экономических интересов, направленных на сохранение или повышение статуса экономического субъекта. Марксизм исследует проблему существования и развития конкретно-исторических форм интересов общества. Признавая наличие эгоистических побуждений: стремления к самосохранению, богатству, власти, удовольствию, данное направление экономической мысли отрицает их как «вечные» категории, поскольку в такой ипостаси они ничего не могут объяснить в общественной жизни. Реально они всегда имеют вполне определенное, конкретно-историческое содержание, обусловленное как закономерностями данной общественно-экономической формации, так и своеобразием исторической обстановки. В этой связи в каждой ситуации и в каждый временной период необходимо раскрывать конкретно-историческое содержание интересов. Заслуживают внимания выводы Маркса по поводу взаимосвязей общественных и частных интересов: «... частный интерес уже сам есть общественно определенный 1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 46. Ч. 1. С. 99. 2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд.Т. 3. С. 236. |