Проверяемый текст
Ильюшенко, Александр Александрович; Договор доверительного управления имуществом подопечного (Диссертация 2006)
[стр. 100]

§2.
Договор доверительного управления имуществом
лица, находящегося под патронажем Договор доверительного управления имуществом патронируемого дееспособного гражданина заключает с помощником непосредственно сам подопечный (в отличие от договоров, которые заключают органы опеки и попечительства при опеке или собственно попечительстве).
Между тем, на взгляд автора, более эффективным в данном случае было бы использование модели трехстороннего договора, т.е.
с участием органа опеки и попечительства.
Поскольку гражданин полностью дееспособен, то, казалось бы, для совершения этой сделки нет необходимости прибегать к помощи органа опеки и попечительства.
В то же время состояние здоровья этого лица не позволяет оставить без внимания кандидатуру помощника, вследствие чего помощник назначается решением органа опеки и попечительства с согласия
гражданина, находящегося под патронажем117.
Как известно, патронируемый дееспособен, а любой дееспособный гражданин вправе заключить договор доверительного управления
своим имуществом.
Это означает, что такой гражданин может заключить как обычный договор доверительного управления, так и договор, предусмотренный ст.
41 ГК РФ.

Инициатива заключения договора может также исходить и от органа опеки и попечительства, при этом, автор считает, он вправе повлиять на его содержание и на выбор управляющего, а также может прекратить доверительное управление своим решением об отстранении попечителя от исполнения обязанностей.
В п.
3 ст.
41 ГК РФ предусмотрено обязательное согласие
лица, находящегося под патронажем, на совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение его бытовых потребностей, попечителем.
Это правило не может быть изменено договором
до117 Михеева Л.Ю.
Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства.
С.
56-57.

100
[стр. 48]

договором могут быть предусмотрены различные способы передачи дохода подопечному.
Все средства или часть их, например, могут помещаться во вклад или обращаться в недвижимое имущество и т.п.
В то же время не исключено, что соглашением будет предусмотрена обязанность управляющего передавать часть дохода подопечному лицу (его опекуну) в виде наличных средств.
6.
Доверительное управление имуществом подопечного связано с существованием опеки или попечительства в отношении данного лица.
Управление учреждается органом опеки и попечительства на основании установления в отношении лица опеки либо попечительства и прекращается одновременно с прекращением опеки (попечительства).
Это не исключает, однако, возможности прекращения договора доверительного управления по основаниям, предусмотренным ст.
1024 ГК РФ.
Особенности договора доверительного управления имуществом патронируемого дееспособного гражданина состоят в том, что этот договор заключает с помощником непосредственно сам подопечный (в отличие от договоров, которые заключают органы опеки и попечительства при опеке или собственно попечительстве).
Поскольку гражданин полностью дееспособен, то для совершения этой сделки нет необходимости прибегать к помощи органа опеки и попечительства.
В то же время состояние здоровья этого лица не позволяет оставить без внимания кандидатуру помощника, вследствие чего помощник назначается решением органа опеки и попечительства (с согласия
подопечного гражданина)1.
Как известно, патронируемый дееспособен, а любой дееспособный гражданин вправе заключить договор доверительного управления
его имуществом.
Это означает, что такой гражданин может заключить как обычный договор доверительного управления, так и договор, предусмотренный ст.
41 ГК РФ.

Различие их в том, что в последнем случае инициатива 48 1 См.: Михеева Л.Ю.
Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства.
С.
56-57.


[стр.,49]

заключения договора принадлежит органу опеки и попечительства, при этом этот орган не вправе повлиять на его содержание, однако выбирает управляющего, а также может прекратить доверительное управление своим решением об отстранении попечителя от исполнения обязанностей (ст.
39 ГК РФ).
Определенную специфику имеет и содержание договора с помощником.
В п.
3 ст.
41 ГК РФ предусмотрено обязательное согласие
подопечного гражданина на совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного.
Это правило не может быть изменено договором
доверительного управления.
В части совершения остальных действий управляющий (помощник) должен руководствоваться указаниями договора и нормами гл.
53 ГК РФ.
Отметим, что ГК РФ заключение договора доверительного управления при патронаже предусматривает в целях распоряжения имуществом, однако нет препятствий для включения в содержание договора условий об иных правомочиях управляющего.
Так как ст.
41 ГК РФ не отсылает при определении пределов правомочий управляющего при патронаже к нормам ст.
38 и 37 ГК РФ, то эти нормы в данной ситуации не могут быть прямо применены, а правомочия помощника значительно шире аналогичных правомочий управляющего имуществом подопечных.
Это не вполне справедливо, поскольку учреждение патронажа преследует те лее имущественные цели, что и учреждение попечительства, а сам подопечный не в меньшей степени нуждается в охране его интересов.
Последнее обстоятельство призывает учитывать при определении пределов правомочий управляющего (помощника) помимо требований п.
3 ст.
41 ГК РФ, также требования ст.
37 ГК РФ (по аналогии, допустимой в силу п.
1 ст.
6 ГК РФ).
49

[стр.,117]

имущества, передаваемого в доверительное управление, является существенным условием договора, без которого он не может считаться заключенным.
Действительно, если бы в договоре стороны не определили, какое имущество передается в управление, не ясен был бы характер действий, которые должны совершаться управляющим во исполнение своих обязанностей.
Следовательно, не удалось бы установить содержание обязанности управляющего по договору.
Вместе с тем при управлении любым имуществом обязанность управляющего непосредственно состоит в совершении фактических и юридических действий, совершаемых им для обеспечения эффективного управления имуществом.
Поэтому в договоре не может содержаться обязанность управляющего по совершению конкретного перечня действий, поскольку это противоречит сущности обязательства: осуществление доверительным управляющим в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочий собственника в отношении переданного в управление имущества.
Пределы и круг возможных действий управляющего ограничиваются законом и договором.
Так, правомочия управляющего в договоре с органом опеки и попечительства существенно ограничены по сравнению с правомочиями по обычному договору доверительного управления.
Согласно п.
2 и 3 ст.
37 ГК РФ управляющий не вправе совершать без предварительного разрешения органа опеки и попечительства любые сделки, влекущие за собой уменьшение имущества подопечного.
Однако в необходимых случаях этот запрет может быть снят прямым указанием договора доверительного управления имуществом, и для отчуждения какого-либо имущества управляющему специального разрешения не потребуется (например, в управлении находятся ценные бумаги подопечного)1.
117 1 См.: Михеева Л.Ю.
Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства.
С.
56.

[Back]