Проверяемый текст
Ильюшенко, Александр Александрович; Договор доверительного управления имуществом подопечного (Диссертация 2006)
[стр. 118]

позиция иашла свое отражение в судебной практике.
Так, не могут быть доверительными управляющими Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, хотя они согласно ст.
124 ГК РФ выступают на равных началах в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с гражданами и юридическими лицами и, обладая общей гражданской правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность129.

Кроме того, отметим, что в п.
3 ст.
1015 ГК РФ доверительному управляющему запрещается быть одновременно
выгодоприобретателем в одном и том же договоре доверительного управления имуществом.
Выгодоприобретатель занимает особое положение в правоотношении по доверительному управлению имуществом.

Выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом является тем лицом, в пользу и в интересах которого осуществляется доверительное управление.

Выгодоприобретателями по договору доверительного управления имуществом патронируемого гражданина могут быть также индивидуальные предприниматели, граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, некоммерческие организации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Авторы учебника
по гражданскому праву под редакцией А.П.
Сергеева и Ю.К.
Толстого называют в качестве
выгодоприобретателя и коммерческую организацию130.
При этом выгодоприобретателем может быть и сам патронируемый гражданин.
Заметим, что на стороне выгодоприобретателя может быть как один субъект, так и несколько.
Например, когда недвижимое имущество находится в общей собственности нескольких граждан, находящихся под патронажем.
Поскольку ст.
1016 ГК РФ предусматривает в качестве одного из См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 // Вестник Конституционного Суда РФ, 1999.
№ 1.
130 См.; Гражданское право; Учебник.
Ч.
2 //Под ред.
СергееваЛ.П.
.Толстого Ю.К.
С.590.
118
[стр. 104]

служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
При этом некоммерческие организации согласно п.
1 ст.
2 ГК РФ выступают самостоятельными участниками гражданского оборота.
Следовательно, они могут быть доверительными управляющими в случаях, когда доверительное управление возникает по основаниям, указанным в законе и при условии, что такая деятельность не противоречит целям их деятельности.
Между тем, по нашему мнению, их участие в гражданском обороте в качестве управляющих не в полной мере соответствует смыслу и цели института доверительного управления имуществом.
Цель договора доверительного управления привлечь специалиста высокого класса, профессионала, который способен эффективно управлять имуществом с наибольшей выгодой для его собственника или выгодоприобретателя.
Поэтому деятельность некоммерческих организаций и лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по управлению имуществом может осуществляться в исключительных, прямо предусмотренных законодательством случаях, что и имеет место в настоящее время.
По тем же причинам нам представляется обоснованными положения п.
2 ст.
1015 ГК РФ, в которых запрещается государственным органам и органам местного самоуправления выступать доверительными управляющими.
Такая позиция нашла свое отражение в судебной практике.
Так, не могут быть доверительными управляющими Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, хотя они, согласно ст.
124 ГК РФ выступают на равных началах в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с гражданами и юридическими лицами, и, обладая общей гражданской правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность1.

104 1См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г.
// Вестник Конституционного Суда РФ.
1999.
№ 1.


[стр.,106]

субъекты со специальной правоспособностью, которая не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права.
Они не могут выступать в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, что противоречит целям их деятельности.
Следует также отметить, что в п.
3 ст.
1015 ГК РФ доверительному управляющему запрещается быть одновременно
выгодприобретателем в одном и том же договоре доверительного управления имуществом.
Выгодоприобретатель занимает особое положение в правоотношении по доверительному управлению имуществом.

Как уже отмечалось, выгодоприобретатель не является стороной договора доверительного управления.
Его позиция соответствует статусу третьего лица в обязательстве.
Выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом является тем лицом, в пользу и в интересах которого осуществляется доверительное управление.

Согласно ст.
430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
После выражения выгодоприобретателем как третьим лицом намерения воспользоваться своим правом по договору, он приобретает самостоятельное право требования.
С этого момента учредитель и управляющий не могут изменять или расторгать договор без его согласия.
Однако не всегда возможно выражение такого намерения.
Так, недееспособный не в состоянии осуществить это действие.
Как представляется, в этом и подобных случаях указанное намерение предполагается выраженным.
Только с прекращением гражданской правосубъектности выгодоприобретателя (смертью гражданина или ликвидаций юридического лица) или отказом выгодоприобретателя от получения выгод по договору 106

[стр.,107]

управления имуществом договор прекращается.
Прекращаются и права выгодоприобретателя на получение выгод.
Можно ли заменить выгодоприобретателя иным лицом? Такая замена, по общему правилу, возможна.
Как следует из содержания ст.
1024 ГК РФ, в случаях, прямо предусмотренных договором, возможна передача прав выгодоприобретателя учредителю (в случае отказа выгодоприобретателя от получения выгод), что можно назвать подназначением выгодоприобретателя.
Надо полагать, что таким же образом вместо первоначального выгодоприобретателя договором может быть подназначено и любое иное лицо.
Кроме того, в п.
4 ст.
430 ГК РФ указывается, что в случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Вышеуказанные правила справедливы для договора доверительного управления имуществом патронируемого гражданина, когда учредитель управления (патронируемый гражданин) не совпадает с выгодоприобретателем.
В остальных случаях, когда учредитель управления и выгодоприобретатель совпадают в одном лице или когда управление учреждено в интересах иных подопечных такая замена невозможна, так как ее применение противоречит интересам выгодоприобретателя и целям доверительного управления.
Кто же может быть выгодоприобретателем? Выгодоприобретателями могут быть следующие субъекты гражданского права: 1) по договору доверительного управления имуществом патронируемого гражданина: индивидуальные предприниматели, граждане не являющиеся индивидуальными предпринимателями, некоммерческие организации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Авторы учебника
гражданского права под редакцией А.П.
Сергеева и Ю.К.
Толстого называют в качестве
107

[Back]