некритичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают свою жизнь'. История советской школы наглядно демонстрирует, что она выполняла заказ на формирование и воспроизведение определенного социального характера, социального типа послушного, управляемого, зависимого от внешнего, а не от внутреннего контроля, с чувством вины или агрессии, но не с чувством личного достоинства. За время политических преобразований ситуация изменилась. Как отмечает Е.Б. ІІІсстопал, среди этих изменений в процессе политической активизации через детские учреждения ребенок получает: во-первых, противоречивые, во-вторых, неустойчивые и разнонаправленные представления о мире в целом и о политическом мире в частности. В процессе перестройки в области школьного образования были не только приобретения, но и потери. Школьники 1990-х гг. входили в мир, лишенные не только стабильности, которая необходима для гармоничного формирования личности, но и идеалов, воплощенных, например, в героических образах. Так, самым распространенным явлением 1990-х гг. стал «пересмотр» советской истории, что привело к извращению исторического прошлого страны и дезориентации в этом пространстве как учителей, так и учеников. Это приводило к тому, что в российские университеты и институты приходили выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже самыми минимальными представлениями о гражданственности. В настоящее время нередко в школе даются противоречивые представления об окружающем мире в целом и о политической действительности в частности. Одним из векторов развития мира в целом и современной России являются неототалитарные тенденции. Философские исследования второй половины XX века, подтвержденные новейшей историей СССР и Германии, выявили главный и необходимый элемент алгоритма формирования тоталитаризма: тоталитаризм возникает тогда, когда из общества выскабливается последний че1 Цит. по: Томпсон, Д.Л., Пристли, Д. Социология [Текст] / Д.Л. Томпсон, Д. Пристли. М., 1998. 117 |
S5 «Можно спорить, хорошо или плохо эти социальные институты выполняли возложенные на них функции, но результатом была позитивная и непротиворечивая картина политического мира, усваиваемая ребенком с детства»103. В советский период вся организация деятельности школы была обусловлена тем, что она являлась государственным учреждением. Программы учебной и воспитательной работы были едиными для всех и находились под жестким контролем официальной идеологии. В школах активно действовали октябрьские, пионерские и комсомольские организации, которые охватывали абсолютное большинство учащихся. За время политических преобразований ситуация изменилась. Как т. отмечает Е. Б. Шестопап, среди этих изменений в процессе социализации через детские учреждения ребенок получает, во-первых, противоречивые, во-вторых, неустойчивые и разнонаправленные представления о мире в целом и о политическом мире в частности. В процессе перестройки в области школьного образования были не только приобретения, но и потери. Школьники 1990-х гг. входили в мир, лишенный не только стабильности, которая необходима для гармоничного формирования личности, но и идеалов, воплощенных, например, в героических образах. Так самым распространенным явлением 1990-х гг. стал «пересмотр» советской истории, что привело к извращению исторического прошлого страны и дезориентация в этом пространстве как учителей, так и учеников. Это приводило к тому, что в российские университеты и институты приходили выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже самыми минимальными представлениями о гражданственности. В настоящее время нередко в школе даются противоречивые представления об окружающем мире в целом и о политической действительности, в частности. Существуют расхождения во ;Шесгопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М.. 2000. C.IS2. |