деятельности с сенсорными процессами. В педагогике, как правило, выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В рассмотрении деятельности как определенного типа отношений к действительности, прежде всего, подчеркивается, что деятельность человека в обществе отличается от поведения в животном мире, так как определяется не биологическими законами, а исторически выработанными социокультурными программами. Наличие этих программ позволяет говорить о переходе от поведения как системы действий, направленных на поддержание биологического существования в рамках своей экологической ниши, к деятельности как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру. «История о Человеке, который Делает Орудия, рассказывает о том, как «человек создает себя», превращая природу в культуру» . Содержание этой деятельности составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе имеющихся культурных навыков. Различные компоненты системы деятельности не существуют изолированно друг от друга, скорее они постоянно конструируются, восстанавливаются и преобразуются как продукт и причина человеческой жизни. Выдающийся западный культуролог Э. Хатчинс, пытаясь интегрировать множественные определения культуры, следующим образом переосмысливает связи между деятельностью, общением и культурой: «Культура — адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем... Культура это процесс человеческого познания, протекающий как внутри, так и вне человеческой психики. Это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики» . Культурно-досуговая деятельность обладает значительным влиянием на процессы, происходящие в обществе: а) производство новых знаний, норм, ценностей; 52Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С. 137. 53Там же, с.87., 40 |
Одним из структурных компонентов деятельности является ее содержание. Оно определяет круг явлений окружающей действительности, предметные действия, способы, операции и умения, непосредственно решающие поставленную задачу. Завершающий результат деятельности проявляется на стороне как объекта, так и субъекта деятельности, являясь показателем осуществления деятельности . В различных отраслях знания предпринимались неоднократные попытки классификации видов деятельности. Например, в социологии принять выделять трудовую, политическую, художественную, научную и другие виды деятельности. В психологии принято соотносить виды деятельности с сенсорными процессами. В педагогике, как правило, выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В рассмотрении деятельности как определенного типа отношений к действительности, прежде всего, подчеркивается, что деятельность человека в обществе отличается от поведения в животном мире, так как определяется не биологическими законами, а исторически выработанными социокультурными программами. Наличие этих программ позволяет говорить о переходе от поведения как системы действий, направленных на поддержание биологического существования в рамках своей экологической ниши, к деятельности как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру. «История о Человеке, который Делает Орудия, рассказывает о том, как «человек создает себя», превращая природу в культуру» . Содержание этой деятельности составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе имеющихся культурных навыков. Различные компоненты системы деятельности не существуют изолированно друг от друга, скорее они постоянно конструируются, восстанавливаются и преобразуются как продукт и причина человеческой жизни. 54 52 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.с ^ Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С. 137. Выдающийся западный культуролог Э. Хатчинс, пытаясь интегрировать множественные определения культуры, следующим образом переосмысливает связи между деятельностью, общением и культурой: «Культура адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем... Культура —это процесс человеческого познания, протекающий как внутри, так и вне человеческой психики. Это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики» . Культурно-досуговая деятельность обладает значительным влиянием на процессы, происходящие в обществе: а) производство новых знаний, норм, ценностей; б) накопление, хранение и распространение знаний, норм и ценностей; в) создание условий для процесса воспроизводства и передачи духовных ценностей; г) функция коммуникации; д) социализация подрастающего поколения; е) рекреативная функция . Работа молодежных общественных объединений в области культурнодосуговой деятельности предполагает привлечение большого количества людей, что становится важным этапом на пути реализации вышеперечисленных функций. Среди основных причин проявления социальной активности в молодежной среде Е.А. Погонина выделяет три типа мотивов приобщения к общественно значимой деятельности: непосредственно общественные (к этим мотивам относятся стремления сделать жизнь близких людей, а возможно и всей своей референтной группы более интересной, разнообразной и содержательной; они отражают единство общественных и личных потребностей); опосредованно-общественные (они способствую удовлетворению 54 Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997, с.87., 55 Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие. М., 1994. С.80. 55 |