Мудриком , Я.Л. Коломинским и др. Каждое из возможных определений отражает одну из сторон общения как явления человеческой жизни. Учитывая безусловную сложность рассматриваемого вопроса, следует сказать, что деятельностное понимание общения является наиболее общим, организующим и охватывающим сущностные вопросы общения как целостного социального явления. Такой подход способствует выделению общения из общей структуры социальной реальности и ярко очерчивает его контуры на фоне социальной действительности. Наиболее подробно останавливались на деятельностном подходе к феномену общения Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. Так, Б.Г. Ананьев пишет: «...человек — субъект, прежде всего социальных деятельностей труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности» . Заслуживают внимания подходы к проблемам общения, утвердившиеся в области педагогической науки (З.И. Васильева, А.В. Мудрик, Ю.А. Стрельцов, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова). Педагогическая концепция /Л общения разработана А.В. Мудриком . Здесь общение выступает как фактор педагогического влияния и объект педагогического воздействия. Общение это, прежде всего, обмен духовными ценностями, происходящий в форме диалога между индивидуальностями. Выделяются следующие воспитательные функции общения: нормативная, говорящая об освоении или не освоении норм социально типического поведения; познавательная, сутью которой является 58Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 59Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 С. Коломинский Я.Л. Психология взаимных отношений в малых группах. Общие и возрастные особенности. Минск: БГУ, 1976. 350 С. 61Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. С.322. 62 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 112 с. 43 |
58 как простое взаимодействие людей, как информационная связь, как инструмент взаимопонимания Б.Г. Ананьевым , А.Н. Леонтьевым60, А.В. Мудриком61, Я.Л. Коломинским62 и др. Каждое из возможных определений отражает одну из сторон общения овную сложность рассматриваемого вопроса, следует сказать, что деятельностное понимание общения является наиболее общим, организующим и охватывающим сущностные вопросы общения как целостного социального явления. Такой подход способствует выделению общения из общей структуры социальной реальности и ярко очерчивает его контуры на фоне социальной действительности. Наиболее подробно останавливались на деятельностном подходе к феномену общения Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. Так, Б.Г. Ананьев пишет: «...человек — субъект, прежде всего социальных деятельностей труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности» . Заслуживают внимания подходы к проблемам общения, утвердившиеся в области педагогической науки (З.И. Васильева, А.В. Мудрик, Ю.А. Стрельцов, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова). Педагогическая концепция общения разработана А.В. Мудриком64. Здесь общение выступает как фактор педагогического влияния и объект педагогического воздействия. Общение это, прежде всего, обмен духовными ценностями, происходящий в форме диалога между индивидуальностями. Выделяются следующие воспитательные функции общения: нормативная, говорящая об освоении или не освоении норм социально 59Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 340 с. 60Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 61 Мудрик А В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 С. Коломпнскин Я.Л. Психология взаимных отношений в малых группах. Общие и возрастные особенности. Минск: БГУ, 1976. 350 С. 63 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, JL: ЛГУ, 1969. С.322. 64 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 112 с. как явления человеческой жизни. Учитывая безусл |