Проверяемый текст
Иванова, Надежда Николаевна. Профилактика десоциализации детей с когнитивными нарушениями в системе дополнительного образования (Диссертация 2005)
[стр. 46]

взрослых и молодежи на те или иные практические действия.
В качестве конкретного объекта в данной ситуации может выступать отдельный человек или совокупность лиц, характеризующихся определенной общностью положения,
т.е.
объединенных по какому-то единому признаку.
Следует особо отметить, что
здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности.
Это происходит, когда его активность направлена, прежде всего, на самосовершенствование самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга.
Ю.А.Стрельцовым выделяются наиболее значимые из них в плане культурологического анализа свободного времени.
К ним ученый относит деление досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.
Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в том числе и дополнительные, элементы классификации и признаки классифицирования .
На четыре группы распределяет определения досуга Б.А.Титов :
1.
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта: это состояние ума и души.
В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает чтолибо.
2.
Досуг как деятельность обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой.
Это определение досуга включает ценности самореализации, «восстановление».
3.
Досуг, как свободное время, время выбора.
Это время может быть использовано различным образом, для деятельности, связанной с
Стрельцов Ю.А.
Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
М: Изд-во МГУКИ.
Кч1, 2003.
С.
76-85.
68 Титов Б.А.
Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.
СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996.
275 с.
46
[стр. 155]

деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки [420].
Досуговая деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания.
Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
В условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в различных видах деятельности.
Социальная обусловленность досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия.
Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты досуговые интересы и потребности каждой отдельной личности [153].
Среди разнообразных социальных характеристик досуга А.Д.Жарков выделяет две, по его мнению, наиболее значимые: • досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью; • досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.
В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга.
Ю.А.Стрельцовым выделяются наиболее значимые из них в плане культурологического анализа свободного времени.
К ним ученый относит деление досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.
Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в том числе и дополнительные, элементы классификации и признаки классифицирования
[416].
155

[стр.,156]

На четыре группы распределяет определения досуга Б.А.Титов [434]: 1.
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта: это состояние ума и души.
В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2.
Досуг как деятельность обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой.
Это определение досуга включает ценности самореализации, «восстановление».
3.
Досуг, как свободное время, время выбора.
Это время может быть использовано различным образом, для деятельности, связанной с
работой или не связанной с ней.
Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является ею обязанностью.
4.
Досуг с холистической точки зрения интегрирует три предыдущих, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение.
Досуг понимается не просто как деятельность, а включает также понятие времени, отношение к времени.
Такой подход включает все возможные интерпретации досуга.
В работе Ю.А.Стрельцова выделяются три основные функции досуга [416].
Первая из них рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.
Вторая функция досуга развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванный дать человеку возможность повеселиться, провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.
Сущность третьей функции заключается в том, что во время досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.
156

[стр.,161]

природа, человек техника, человек художественный образ, человек знаковая система, человек человек [416].
В последнем случае деятельность представляет ничто иное, как процесс целенаправленного формирования личности, включающий в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, организацию взрослых и молодежи на те или иные практические действия.
В качестве конкретного объекта в данной ситуации может выступать отдельный человек или совокупность лиц, характеризующихся определенной общностью положения,
то есть объединенных по какому-то единому признаку.
Следует особо отметить, что
довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности.
Это происходит, когда его активность направлена, прежде всего, на самосовершенствование самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Социальные функции досуговой деятельности определяются А.К.Жарковым следующим образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере [228, 80-81].
Одной из ведущих функций досуговой деятельности является рекреационная.
Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы.
Здесь решается главная задача психологическая разрядка и отдых.
Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие).
Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют 161

[Back]