сферах своей жизнедеятельности) . Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и, прежде всего, от рабочего и той части внерабочего времени, которая относится к так называемым непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени. Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей . К последним правомерно отнести, прежде всего, потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр телепередач, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры. Содержание применительно к досугу это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных элементов обладает способностью иметь различающееся в качественном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурнотворческим занятиям это может быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь, каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих. 70Там же, с. 84. V1Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М: Изд-во МГУКИ. JVfel. 2003. С. 76-85. 48 |
К основным характеристикам досуга Ю.А.Стрельцов относит: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистинность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, удовольствия, наслаждения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности) [416]. Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и, прежде всего, от рабочего и той части внерабочего времени, которая относится к так называемым непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени. Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей [416]. К последним правомерно отнести, прежде всего, потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр телепередач, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры. Содержание применительно к досугу это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных 157 элементов обладает способностью иметь различающееся в качественном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурно-творческим занятиям это может быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь, каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих. В контексте общей характеристики досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности. В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности положена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокупности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят материальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т д. Характеристика досуга как состояния человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощущения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникающие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как правило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе. 158 |