В контексте общей характеристики досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности. В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности положена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокупности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят материальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т д. Характеристика досуга как состояниячеловека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощущения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникающие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как правило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе. Досуг человека может быть деятельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти границы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуемое «бездельем». Подобное неумение организовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствием отклоняющееся поведение и антикультуру. Российская педагогика всегда 49 |
элементов обладает способностью иметь различающееся в качественном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурно-творческим занятиям это может быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь, каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих. В контексте общей характеристики досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности. В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности положена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокупности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят материальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т д. Характеристика досуга как состояния человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощущения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникающие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как правило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе. 158 Досуг человека может быть деятельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти границы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуехмое «бездельем». Подобное неумение организовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствиехм отклоняющееся поведение и антикультуру. Российская педагогика всегда осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К.Д. Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портятся голова, сердце и нравственность [441]. Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразделить на практическую преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми и духовную, где основным объектом и, вместе с тем, се средством являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи. Процесс функционирования досуговой деятельности, по мнению В.А.Суртаева, можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям [420]. Следовательно, досуговая деятельность это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков. Целостную систему досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации 159 |