Проверяемый текст
Иванова, Надежда Николаевна. Профилактика десоциализации детей с когнитивными нарушениями в системе дополнительного образования (Диссертация 2005)
[стр. 50]

осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К.Д.
Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому
72 что в эти именно минуты портятся голова, сердце и нравственность .
Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности.
Ее можно условно подразделить на практическую преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми и духовную, где основным объектом и, вместе с тем,
ее средством являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.
Процесс функционирования досуговой деятельности, по мнению В.А.Суртаева, можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации.
Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям .

Следовательно, досуговая деятельность это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков.
Целостную систему досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации
и методики.
В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Современная теория рассматривает досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя
72Ушинский К.Д.
Избранные педагогические сочинения: В 2 т.
М.: Педагогика, 1974.
Т.2.
С.
160.
73Суртаев В.Я.
Молодежный досуг как социально-педагогическое явление.
СПб.: СПбГАК, 1995.
33 с, 50
[стр. 159]

Досуг человека может быть деятельным и бездеятельным.
Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма.
Как только эти границы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуехмое «бездельем».
Подобное неумение организовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях.
В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствиехм отклоняющееся поведение и антикультуру.
Российская педагогика всегда осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К.Д.
Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому
что в эти именно минуты портятся голова, сердце и нравственность [441].
Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности.
Ее можно условно подразделить на практическую преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми и духовную, где основным объектом и, вместе с тем,
се средством являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.
Процесс функционирования досуговой деятельности, по мнению В.А.Суртаева, можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации.
Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям
[420].
Следовательно, досуговая деятельность это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков.
Целостную систему досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации
159

[стр.,160]

и методики.
В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Современная теория рассматривает досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя
по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат.
По мнению А.Д.Жаркова, смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс.
Можно утверждать, что в сфере досуга человек проявляется полностью, то есть он становится таким, какой он есть на самом деле.
В рамках досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность [228].
Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание и методы досуговой деятельности, является заполнение «вакуума», который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально-технической базы домашнего досуга.
В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой конкретной личности.
В этих условиях одной из главных функций досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
По предмету, на который направлена досуговая деятельность, Ю.Д.Стрельцовым выделяются пять основных векторов ее развития: человек 160

[Back]