Проверяемый текст
Берстенева Ольга Геннадьевна. Информационные резервы повышения качества услуг интернет-банкинга (Диссертация 2002)
[стр. 40]

бор», «неопределенность», «вероятность», «состояние», «событие» (изменение) и др.
Ограничения связаны с другим принципом, в соответствии с которым кибернетика, не высказываясь о нем прямо, формирует свое поле исследований.
Беря в основу анализа этот принцип, «функциональная» концепция информации философски обосновывает необходимость исследования информации лишь в тех системах, где последняя тем или иным образом функционирует и может быть использована.
Поскольку ни управление, ни регулирование, никакая вообще целесообразная организация системы, функциональная активность и т.п.
без информации невозможны, а в прикладных разделах кибернетики ставится задача их моделирования, то должна быть изучена, прежде всего, информация как объективное явление, лежащее в их основе.
При этом, разумеется,
целесообразно выбирать для изучения именно проявления наиболее значимой, ведущей, определяющей роли информации, какую только можно выявить в любой системе.
Ориентация на «управление»,.
на достижение максимально полезного эффекта, точность регулирования, целесообразность структуры и т.д.
требует принятия за основу принципа «максимизации роли информации», при которой вне управления (или регулирования) «нет смысла говорить об информации».
Вне рассмотрения при этом остаются все процессы, в которых роль информации не достигает необходи, мой силы.

Для всех информационных процессов СМК КО характерна общая закономерность, обусловливающая, по-видимому, саму возможность преобразований информации, которая состоит в том, что «вещественная» форма (как ее часто называют), или субстанциальная (в данном случае зависящая от физической природы сигнала) форма, «не слита органически с его информационным содержанием» ни в одном из процессов, исследуемых различными разделами кибернетики.
Не целостная слитность формы и содержания, если она лежит в основе динамики информации, может рассматриваться как наиболее своеобразный момент в информационных процессах.
Ведь форма и содержание, каковы бы они ни были, должны составлять неразрывное единство.
Однако в действительности информационное содержание «органически слито»
40
[стр. 24]

смысл "управления" и "кибернетической системы” раскрывается системой кибернетических понятий (и принципов).
При этом обнаруживается, что целью кибернетики не является изучение только управления как чего-то самодовлеющего, к чему можно было бы свести все ее содержание.
В той части, например, в какой кибернетика с ее информационным подходом затрагивает диалектический принцип развития, она утверждает о существовании информационных критериев, обеспечивающих как сохранение качественной определенности, так и тенденцию изменения в сторону повышения уровня организации, достигаемого также на основе информационных процессов.
Причем для сложных динамических систем именно информационные критерии выделяются как основные.
Противоположная тенденция нарушения порядка в системе оценивается мерой дезорганизации, энтропией.
В результате постулируется в той или иной форме принцип противоположности информации и энтропии: информация ответственна за организацию, упорядоченность и противоположна энтропии, имеет "антиэнтропийный" характер (по крайней мере, в тех процессах, где она используется активным образом).
Однако все эти связанные с "информацией" понятия (упорядоченность, организованность, мера, измерение, энтропия) оказываются всеобщими и в этом смысле каких-либо ограничений на понятие информации не налагают.
То же справедливо для используемых в теории информации понятии "выбор", "неопределенность", "вероятность", "состояние", "событие" (изменение) и др.
Ограничения связаны с другим принципом, в соответствии, с которым кибернетика, не высказываясь о нем прямо, формирует свое поле исследований.
Беря в основу анализа этот принцип, "функциональная" концепция информации философски обосновывает необходимость исследования информации лишь в тех системах, где последняя тем или иным образом функционирует и может быть использована.
Поскольку ни управление, ни регулирование, никакая вообще целесообразная организация системы, функциональная активность и т.п.
без информации невозможны, а в прикладных * разделах кибернетики ставится задача их моделирования, то должна быть изучена, прежде всег о, информация как объективное явление, лежащее в их основе.
При этом, разумеется,
целесо24

[стр.,25]

образно выбирать для изучения именно проявления наиболее значимой, ведущей, определяющей роли информации, какую только можно выявить в любой системе.
Ориентация на "управление", на достижение максимально полезного эффекта точность регулирования, целесообразность структуры и т.д.
требует принятия за основу принципа "максимизации роли информации", при которой вне управления (или регулирования) "нет смысла говорить об информации".
Вне рассмотрения при этом остаются все процессы, в которых роль информации не достигает необходимой силы.

Обычно под функциональной концепцией понимается лишь крайнее выражение такого взгляда: внекибернетический "остаток" информационных процессов лишен объективного существования.
Поскольку о "наличии" информации можно судить лишь по ее роли, функциональная концепция отстаивает тезис, что и в онтологическом смысле не может быть информации вне управления, регулирования и т.д.
Утверждается, что в неживой природе информация практически отсутствует (уточнение, заключающееся в том, что отсутствует лишь "ценная" информация, играющая сколько-нибудь важную роль, вело бы к "атрибутивной" концепции, и потому оно игнорируется).
Циклы информационных процессов исторически сформировались лишь в качестве средства поддержания достаточно сложной, биологической организации; до сс возникновения в них просто "не было необходимости".
В разных вариантах эти утверждения отстаивают Г.Г.
Вдовиченко, Д.И.
Дубровский, Н.
И.
Жуков, А.И.
Китов, А.М.
Коршунов, Б.С.
Украинцев, Т.Д.
Павлов, М.
Янков и ряд других авторов, определяющих информацию как функциональное свойство сложных динамических систем, свойство управления.
Здесь роль информации в управлении оказывается жестко закрепленной за информацией вообще, которой приписывается "целесообразность", свойственная лишь организованным системам.
При этом информация, поскольку эта роль приписывается ей "самой", отрывается от других понятий кибернетики, делает как бы излишними понятия "код", "программа", "алгоритм" и другие, а последнее даже источником "механизма", приписываемого как специалистам по технической кибернетике, так и биологам, философам.
25

[стр.,34]

Для всех информационных процессов характерна общая закономерность, обусловливающая, по-видимому, саму возможность преобразований информации, которая состоит в том, что "вещественная" форма (как ее часто называют), или субстанциальная (в данном случае зависящая от физической природы сигнала форма), "не слита органически с его информационным содержанием" ни в одном из процессов, исследуемых различными разделами кибернетики.
Не целостная слитность формы и содержания, если она лежит в основе динамики информации, может рассматриваться как наиболее своеобразный момент в информационных процессах.
Ведь форма и содержание, каковы бы они ни были, должны составлять неразрывное единство.
Однако в действительности информационное содержание "органически слито"
именно с "вещественной" (субстанциальной) основой и лишь в силу этого наделено некоторой формой.
Попытка исследовать вопрос не в плане субстанциальной, а "информационной" формы, которая, казалось бы, должна составлять неразрывное единство со своим (информационным) содержанием, не достигает цели, если не учитывать диалектику тождества и различия этой формы и субстанциальной основы.
Соотношение информации и формы специфично, и аспект формы, составляющий способ существования информации, пока окончательно не выяснен.
Однако возможность передачи одной и той же информации различными сигналами фактически означает, что она должна содержать их инварианты.
Например, в теории вычислительных машин формой называют математическое выражение, содержащее "переменные".
Информация с точки зрения ее использования не что иное, как "результативность" (активность) отражения.
Предшествуя своему следствию, информация сама выступает в роли следствия прошлых событий.
По Б.С.
Украинцеву, определяющим в информационном взаимодействии является содержание информации, т.е.
отображение самоуправляемой системой внешнего мира и собственного состояния в момент ее физического взаимодействия с этим миром.
Легко видеть, что это положение представляет собой развитие винеровского тезиса трактующего информацию генетически, с точки зрения ее происхождения, как "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе 34

[Back]