26 принимали участие в создании народного ополчения, несли караульную службу в городах, конвоировали преступников и военнопленных. О вкладе вспомогательных функций внутренней стражи к действующей армии убедительно свидетельствуют масштабы проведенных рекрутских наборов: за время войны (1812-1815 гг.) в армию поступило 1 млн. 237 тыс. рекрутов.1 Важным фактором, способствующим формированию военного патриотизма в Отечественную войну, было и то, что в России бремя военной службы в абсолютном большинстве несли люди, исповедующие православие. По свидетельству известного русского военного социолога полковника Режепо П. А., воины православной веры в русской армии в конце XIXначале XX века составляли более 70 процентов. В этой связи следует отметить, что в дореволюционной России Православная Церковь играла важную роль в формировании у народа, воинов армии и флота государственно и военного патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за Родину. В 1716 году впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию. Русская православная церковь важное место отводила становлению у воинов патриотического сознания, верности долгу и военной присяге, готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Деятельность церкви в лице военного духовенства благоприятствовала эффективному воспитанию военного патриотизма, прежде всего через: отработанные ритуалы благословения воинов на битву, на честное выполнение долга перед Царем и Отечеством; психологическую поддержку неопытных, малодушных; духовную помощь во время сражения; благотворительность со стороны церкви по отношению к 1См.: Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России. (18! 1-1917 гг.) М., 2000. С. 97. 2См.: Режепо П.Д. Статистика генералов. СПб., 1908; Статистика полковников. СПб., 1905. |
рабочие). Однако для тех и других свободная, неделимая Россия была одинаково любима и дорога, а массовый героизм всех сословий яркое подтверждение этому. В боевых действиях активное участие принимали и некоторые батальоны внутренней стражи, созданные 27 марта 1811 года. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих внутренней стражи способствовало росту самосознания воинов и их патриотических чувств, что нашло выражение в мужественном и самоотверженном исполнении ими воинского долга. Это доказали роты и команды внутренней стражи, находившиеся в приграничных городах и принявшие участие непосредственно в боевых действиях против наполеоновских войск. Личный состав Гродненского батальона, действуя смело и решительно, отличился в боях. 1 ноября 1812 г. под местностью Журавичи майор Добровольский из этого батальона, возглавив сводный армейский батальон, нанес поражение двух тысячному отряду неприятеля, разгромил его и взял в плен 23 человека, за что был представлен к награждению орденом Св. Владимира 4-й степени.1 Среди офицеров было много достойных сынов отечества, получивших боевую закалку в боях и сражениях, проливших свою кровь на поле брани, выдержавших невероятные испытания, отмеченных наградами. Достаточно сказать, что для вручения медалей за взятие Парижа лишь в один, 5-й округ ■ у внутренней стражи, было выделено 479 медалей. В период Отечественной войны, войска внутренней стражи выполняли важные государственные задачи по организации рекрутских наборов, принимали участие в создании народного ополчения, несли караульную службу в городах, конвоировали преступников и военнопленных. О вкладе вспомогательных функций внутренней стражи к действующей армии 1См.: Приказ по ОКВС № 19 от 22 февраля 1830 г. (Библиотека РГВИА, № 24023. Т. 1). 2См.: Приказ по ОКВС № 19 от 22 февраля 1830 г. (Библиотека РГВИА, № 24023. Т. 1). 24 убедительно свидетельствуют масштабы проведенных рекрутских наборов: за время войны (1812-1815 гг.) в армию поступило 1 млн. 237 тыс. рекрутов.1 Важным фактором, способствующим формированию государственного патриотизма в Отечественную войну, было и то, что в России бремя военной службы в абсолютном большинстве несли люди, исповедующие православие. По свидетельству известного русского военного социолога полковника Режепо П. А., воины православной веры в русской армии в конце XIXначале XX века составляли более 70 процентов. В этой связи следует отметить, что в дореволюционной России Православная Церковь играла важную роль в формировании у народа, воинов армии и флота государственно-патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за Родину. В 1716 году впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию. Русская православная церковь важное место отводила становлению у воинов патриотического сознания, верности долгу и военной присяге, готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Деятельность церкви в лице военного духовенства благоприятствовала эффективному воспитанию государственного патриотизма, прежде всего через: отработанные ритуалы благословения воинов на битву, на честное выполнение долга перед Царем и Отечеством; психологическую поддержку неопытных, малодушных; духовную помощь во время сражения; благотворительность со стороны церкви по отношению к семьям погибших. Церковь стремилась укреплять веру воинов в истинность исповедуемых идеалов и усиливала решимость к самопожертвованию в ситуациях, требовавших такого мужественного шага. 1 См.: Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России. (1811-1917 гг.) М., 2000. С. 97. 2См.: Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1908; Статистика полковников. СПб., 1905. 25 |